В списке советских военачальников — кавалеров ордена «Победа» все Маршалы Советского Союза, и только один — генерал армии А.И. Антонов. Алексей Иннокентьевич Антонов родился 15 сентября 1896 года. Из семьи офицера. Учился в Петроградском университете. Его профессиональная деятельность была тесно связана с развитием военной науки и стратегии, а также непосредственным руководством крупнейшими операциями Красной Армии.
В 1916 г. окончил ускоренный курс Павловского военного училища. Участник Первой мировой войны, помощник полкового адъютанта, прапорщик. В апреле 1919 г. призван в РККА. Участник Гражданской войны — начальник штаба бригады. С 1922 г. — начальник оперативного отдела штаба корпуса, затем начальник штаба стрелковой дивизии. В 1931 г. окончил командный, в 1933 г. — оперативный факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе, в 1937 г. — Военную академию Генерального штаба. В 1937—1940 гг. начальник штаба Московского военного округа, заместитель начальника кафедры общей тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе, с марта 1941 г. — заместитель начальника штаба Киевского особого военного округа, генерал-майор. Участник Великой Отечественной войны.
В 1943 и 1944 годах советские войска провели ряд успешных стратегических операций, разработкой планов которых напрямую занимался 1-й заместитель начальника Генерального штаба РККА генерал армии А.И. Антонов. Участвовал он и в подготовке и работе Крымской конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции, которая завершила свою работу 11 февраля 1945 года принятием ряда важных решений. Поэтому вполне закономерным было то, что после назначения А.М. Василевского 18 февраля 1945 года командующим 3-м Белорусским фронтом именно А.И. Антонов был назначен начальником Генерального штаба РККА и одновременно введен в состав Ставки ВГК.
В первых числах декабря 1942 года, когда шла подготовка к наступлению, очередной разговор с начальником Генерального штаба, начавшийся, как всегда, с доклада об оперативной обстановке в полосе фронта, закончился для генерала Антонова весьма неожиданно. Александр Михайлович Василевский предложил ему перейти работать в Генеральный штаб начальником Оперативного управления. Алексей Иннокентьевич ответил не сразу, попросил сутки на размышление. Но уже утром следующего дня все сомнения были развеяны звонком начальника Генерального штаба.
— Верховный Главнокомандующий согласился на Вашу кандидатуру, — сообщил он. — Немедленно выезжайте.
11 декабря 1942 года генерал-лейтенант А.И. Антонов был назначен на должность начальника Оперативного управления — заместителя начальника Генерального штаба. Начался новый, насыщенный событиями большой значимости период в его жизни и деятельности.
Первая встреча Антонова со Сталиным прошла официально и сухо. Он четко доложил сложившуюся на фронтах обстановку и предложил свое решение. Верховный выслушал, задал несколько незначительных вопросов и разрешил действовать.
Вскоре Антонов получил ответственное задание — в качестве представителя Ставки ВГК разобраться с обстановкой на Воронежском, Брянском, несколько позже — и Центральном фронтах. Над этой задачей под руководством А.М. Василевского он трудился до конца марта 1943 года. Его деятельность получила высокую оценку начальника Генерального штаба и Верховного Главнокомандующего.
После возвращения в Москву Алексей Иннокентьевич был вызван на доклад в Ставку ВГК. Верховный Главнокомандующий, присутствующие члены ГКО и Политбюро ЦК ВКП(б) с большим вниманием заслушали его оценку сложившейся на фронтах обстановки, выводы и предложения. Многие из них легли в основу замысла стратегической операции, которая впоследствии вошла в историю как Курская битва.
Впоследствии частое общение Верховного Главнокомандующего с умным и немногословным моложавым генералом сделали Антонова одним из ближайших военных помощников Сталина. По мнению ближайшего его окружения, высокая штабная культура, организованность, продуманность как главной идеи, так и путей ее реализации весьма импонировали Верховному Главнокомандующему. Нравилось ему и умение Алексея Иннокентьевича логично, аргументированно обосновывать выдвигаемые предложения.
Начиная с летне-осенней кампании 1943 года генерал-полковник Антонов (это звание ему было присвоено 4 апреля) принимал непосредственное участие в планировании практически всех последующих стратегических операций советских вооруженных сил.
Первой из них стала для него Курская битва.
А.И. Антонов, кроме всех своих других достоинств, обладал блестящим умением оформлять материал, и пока мы с А.М. Василевским набрасывали план доклада И.В. Сталину, он быстро подготовил карту обстановки, карту-план действий фронтов в районе Курской дуги». Не сразу было выбрано и направление главного удара. Первоначально многих заинтересовало предложение командования Воронежского фронта сосредоточить главные усилия южнее Курска и наступать в направлении Харьков, Днепропетровск с последующим выходом на рубеж Кременчуг, Кривой Рог, Херсон. Это давало возможность вывести из строя группу армий «Юг», лишить противника продовольственной базы и важных промышленных районов, таких как Донбасс и Харьков. Кроме того, советские войска приблизились бы к границам Румынии и Болгарии и тем ускорили выход этих стран из войны.
Победа Красной Армии в Курской битве создала прочную основу для развития наступления на Украине, для проведения широких наступательных операций на всем фронте с целью полного изгнания врага с советской территории.
Белорусская операция стала важной вехой в жизни Антонова, в развитии его организаторских способностей, в признании за ним выдающихся стратегических дарований. Характерно, что командующие войсками, приезжавшие в Ставку, прежде чем идти к Верховному Главнокомандующему, шли к заместителю начальника Генерального штаба и советовались с ним по всем вопросам подготовки боевых действий. Представители Ставки, направляя свои доклады Сталину, непременно адресовали их копию «товарищу Антонову», зная, что Алексей Иннокентьевич предпримет по этим докладам все необходимое точно и в срок.
Белорусская операция еще больше укрепила деловые взаимоотношения Антонова с Верховным Главнокомандующим.
С открытием в Европе Второго фронта, значительно прибавилось работы и Генеральному штабу РККА. Приходилось систематически информировать союзников относительно положения на советско-германском фронте, согласовывать объекты бомбовых ударов советской и союзной авиации, определять сроки действий и направление усилий войск и флотов, оперативно решать многие другие вопросы.
В русле данной работы А.И. Антонов и начальник Управления внешних сношений генерал Н.В. Славин стали часто встречаться с главой военной миссии США генералом Дж. Дином и главой военной миссии Великобритании генералом Берроузом. Но на этом уровне решить многие вопросы было практически невозможно. Ощущалась необходимость и в более точной координации стратегических планов, а это могли решить только главы государств. Требовали своего решения и многие другие огромной политической важности проблемы, такие, например, как выработка совместной политики участников антигитлеровской коалиции в германском вопросе.
Подготовка к Ялтинской конференции началась задолго до ее открытия. Она шла на всех уровнях, от Верховного Главнокомандующего до коменданта Ливадийского дворца. Скрупулезно готовился к ней и Антонов. Он понимал, что союзники в первую очередь будут интересоваться ходом военных действий на советско-германском фронте, планами советского командования на будущее. В помощь Алексею Иннокентьевичу были подключены другие ответственные работники Генштаба, готовившие многочисленные справки.
Ялтинская конференция начала свою работу 4 февраля 1945 года и продолжалась восемь дней. В первую очередь обсуждались военные вопросы. Информацию о положении на советско-германском фронте сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии А.И. Антонов.
Крайне серьезным испытанием для А.И. Антонова стала Висло-Одерская операция (12 января — 3 февраля 1945 г.). В ходе проведения этой операции согласованными действиями I-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при содействии левого крыла 2-го Белорусского и правого крыла 4-го Украинского фронтов советским войскам удалось нанести существенное поражение войскам группы «Центр» противника. Освободить значительную часть Польши и выйти на территорию Германии.
Таким образом, всей свей предыдущей работой А.И. Антонов уже практически был подготовлен к должности начальника Генерального штаба, и его назначение на этот высокий пост стало полностью закономерным. Но вначале нужно было завершить разгром фашистской Германии, что в конечном счете означало овладение Берлином. Этот вопрос периодически поднимался на заседаниях Ставки ВГК, подразумевался он и в ходе Ялтинской конференции. Поэтому не удивительно, что карта Берлина и прилегающих к нему районов появилась на столе у Алексея Иннокентьевича еще летом 1944 года, в период проведения Белорусской операции.
К ноябрю 1944 года замысел Берлинской операции определился в целом, были подготовлены многие необходимые расчеты. В начале марта 1945 года план этой операции был утвержден Ставкой Верховного Главнокомандования. Однако время вносило свои коррективы, и в конце марта — начале апреля состоялось еще несколько совещаний по его окончательной конкретизации.
В них участвовали И.В. Сталин, А.И. Антонов, командующие войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов маршалы Г.К. Жуков и И.С. Конев. Поэтому есть все основания утверждать, что план Берлинской операции стал следствием коллективного труда ряда военачальников, но основным его разработчиком был Генеральный штаб РККА во главе с А.И. Антоновым.
Таким образом, А.И. Антонов стал единственным из советских военачальников, отмеченных высшим военным орденом «Победа», но при этом до конца жизни оставаясь генералом армии и не будучи Героем Советского Союза.
Орден «Победа» (1945).
Три ордена Ленина (1945, 1946, 1956).
Четыре ордена Красного Знамени (1941, 1942, 1944, 1949).
Два ордена Суворова 1-й степени (1943, 1944).
Орден Кутузова 1-й степени (1944).
Орден Отечественной войны 1-й степени (1943).
Медаль «За оборону Кавказа» (1942).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Медаль «За победу над Японией» (1945).
Юбилейные медали «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «30 лет Советской Армии и Флота» (1948), «40 лет Вооружённых Сил СССР» (1958), «В память 800-летия Москвы» (1947).
Почётное оружие от Реввоенсовета Республики (1923, за отличия в боях при форсировании Сиваша в 1920 году).
Награда Российской империи: орден святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1917).
14 иностранных наград (Польша, Франция, Чехословакия, Югославия, США, Монголия, КНДР, Болгария).
Сегодня есть все основания говорить об А.И. Антонове как о военачальнике, настоящем военном интеллигенте с сильным мышлением и даром организатора, который остается в народной памяти как один из тех, кто сделал весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Скончался Алексей Иннокентьевич Антонов 18 июня 1962 года, оставив глубокий след в истории отечественной армии и нашего народа.
Информация о наградах:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Антонов,_Алексей_Иннокентьевич