Пароход «Медногорск»
Тезки нашего города много лет бороздили водные просторы. Именем нашего города в разное время были названы три корабля: теплоход Черноморского морского пароходства, рыболовный траулер, ведущий промысел в Баренцевом море, и речной грузовой теплоход, плавающий по Волге.
Мысль о создании самодвижущегося корабля, который мог бы плыть против ветра и течений, приходила людям очень давно. Особенно остро нужда в таких судах ощущалась при подъеме вверх по реке. Идти под парусом, следуя извилистому руслу со сложным фарватером, часто было невозможно, двигаться на веслах против течения - тяжело. Для подъема грузов приходилось нанимать бурлаков, но те исполняли эту работу очень медленно. Уже в средневековье некоторые механики предлагали использовать для движения корабля водяное колесо, которое приводилось бы в действие людьми или животными (описание такого движителя дано в одной древней рукописи приблизительно в 527 году). Однако реальная возможность построить быстроходное самодвижущиеся судно с большой грузоподъемностью появилась только после изобретения парового двигателя. Первый в истории пароход был сооружен американцем Фитчем.
Пароходостроение продолжало развиваться. Для перевозки больших грузов стали строить сухогрузы.
Сухогруз или сухогрузное судно - транспортный корабль речного или морского базирования, приспособленный для перевозки различных сухих грузов, например, сыпучих грузов, зерна, леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и других грузов. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
В 1962 году на Шецинской судоверфи было построен сухогруз (типа Дивногорск), которое получило название нашего города «Медногорск».
Сингапур. Март 1979 г.
Серия морских сухогрузов типа "Дивногорск" стала продолжением серии сухогрузов типа "Лениногорск" проекта B-54-V. Суда 2-ой серии имели также грузовые танки для перевозки жидких грузов. Серия строилась с 1961 по 1962 годы на судоверфи им. А.Варского, г.Щецин, Польша. Всего было построено как минимум 5 судов, из которых 2 для Черноморского морского пароходства ММФ СССР, порт прописки Одесса ("Дивногорск" и "Медногорск"). Теплоход «Дивногорск», того же проекта, но с учетом улучшений по требованию Минморфлота, имел тот же дедвейт и остальные технические характеристики. Заложен на Гданьской верфи 23 ноября 1960 и сдан заказчику 24 ноября 1961 г. Второе судно - «Медногорск» - сдано 30 января 1962 г. Всего было получено 9 судов этой серии общим дедвейтом 101,7 тыс. т.
Информация о судне:
Тип: Дивногорск (2-я серия т/х Лениногорск), проект B-54
Место постройки: Stocznia Szczecińska Nowa /Щецинская судоверфь г.Щецин
Построено: 30. 01. 1962
Утилизировано: 1987
Строительный №: 154105
IMO: 5230571
Текущее состояние: утилизировано
Дедвейт: 10216 т
Регистрационные данные
Наименование: Медногорск
Порт приписки: Ильичёвск
Владелец: ГП Черноморское морское пароходство ММФ СССР
Регистровый №: М-26506 (РСССР)
Позывной: UQHJ
Архитектурно-конструктивный тип судна: Двухпалубное, трехостровное с избыточным надводным бортом, с баком, со средним расположением надстройки и МО, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Назначение судна: перевозка генеральных и жидких грузов.
Валовая вместимость: 8843 т
Дедвейт: 10216-10570 т
Длина наибольшая: 153,90 м
Ширина: 19,40 м
Высота борта до главной палубы: 12,55 м
Осадка в полном грузу: 8,32 м
Тип, марка ГД: дизель "6RSAD76" (6ДКРН 76/155)
Места постройки ГД: завод фирмы "Зульцер-Веркспоор", Голландия; завод им. Х. Цегельского, г.Познань, Польша.
Мощность ГД: 7800 л.с. (5740 кВт)
Скорость: 17,9/18,3 уз.
Количество грузовых трюмов: 6
Общая вместимость трюмов: киповая – 16 813 куб.м, насыпью - 18156 куб.м
Количество грузовых танков: 2
Общая вместимость грузовых танков: киповая - 918 куб.м, насыпью - 998 куб.м
Количество грузовых стрел: легких - 17, тяжеловесных - 1
Грузоподъемность стрел: 14 х 5 т, 2 х 10 т, 1 х 1,5 т, 1 х 50 т
Район плавания: неограниченный
Дальность плавания: 17 500 миль
Экипаж: 41 чел.
Практикантов: 8 чел.
Пассажиров: 5 чел.
Щецинская судоверфь. Судоверфь в городе Щецин на берегу Балтийского моря.
Szczecin Shipyard (англ.), Stocznia Szczecińska Nowa (польск.), Сточня Щецинская (рус). В 1950-х годах носила название "Centromor".
Основной профиль деятельности: строительство контейнеровозов, химовозов, судов типа Ro-Ro, многофункциональных и исследовательских судов. Входила в пятёрку крупнейших судостроительных предприятий Европы.
В 2002 году Щецинская судоверфь - одна из крупнейших в мире объявила о банкротстве. Работу потеряли около шести тысяч человек. Правительство отказалось от попыток спасти предприятие - после того, как аудит выявил, что верфь задолжала кредиторам значительно больше, чем считалось.
Историческая справка
Государственный флаг СССР взвился на теплоходе «Медногорск» 31 января 1962 года. Потомственный моряк В. Д. Оводовский принял судно от польских корабелов. Его дед, отец, братья, в общем, без преувеличения, вся родня издавна крепкими узами связана с морем. Валентин Дмитриевич, выпускник Херсонского мореходного училища, ветеран Великой Отечественной войны, пользуется среди черноморцев большим уважением. Бывалые моряки рассказывали о мужестве помощника капитана Оводовского во время гибели парохода «Кола» в 1941 году, сам Валентин Дмитриевич вспоминает об участии в высадке десантов в Феодосии и Керчи, о рейсах в осажденный Севастополь, о многих переходах на «Димитрове» с военными грузами по Черному морю... Награды военного времени свидетельствовали о непоколебимой верности моряка своему долгу. С 1956 года Оводовский плавал капитаном.
На новом теплоходе Валентин Дмитриевич скоро стал душой коллектива, зарекомендовавшего себя стремлением ко всему новому, передовому, дружбой и взаимовыручкой. С первых месяцев плавания на судне был заведен счет коммунистических дел. Скоро теплоход стал флагманом социалистического соревнования в Черноморском пароходстве. Каждая страница летописи судна — новый этап развития соревнования на морском флоте.
1963 год. Морская печать страны сообщила, что экипаж теплохода «Медногорск» стал инициатором усовершенствования внедренной в Черноморском пароходстве новой системы технической эксплуатации, развития движения за продление межремонтного эксплуатационного периода с одного до двух лет. Свое слово экипаж «Медногорска» сдержал. Моряки Черноморья первыми горячо подхватили почин, а вскоре он широко распространился и в других морских бассейнах страны.
В августе-сентябре 1962 года из Феодосии на Кубу была передислоцирована 27-я Волгоградская дивизия ПВО, сформированная из разных частей 619 полк ЗУРС (полковник Д.Орел) из 9-го Казанского корпуса ПВО, 701 полк (полковник Г.Ржевский) из 10-й дивизии ПВО, 507 полк (полковник Ю.Гусейнов) из состава Куйбышевской бригады ПВО из г.Энгельса, отдельный батальон РТВ (подполковник И. Храпко). Дивизия на Кубу перевозилась на 15 морских судах. Последним из Феодосии отправлялся 701 полк. Для него выделили три сухогруза «Медногорск», «Сергей Боткин» и «Физик Вавилов» (капитан Иван Подшевякин).
Для переброски всей ГСВК понадобилось 85 судов Министерства морского флота, выполнивших 183 рейса. Среди них был сухогруз «Медногорск».
- «Медногорск» сухогруз. Первый рейс: Июль-август 1962 г. Второй рейс: Август-сентябрь 1962 г. Феодосия - 701 полк ПВО.
1964 год. Экипаж систематически выполняет и перевыполняет производственные планы. Много суток моряки трудились в составе аварийно-спасательной экспедиции при спасении советского теплохода «Трускавец».
В Порт-Саиде медногорцы оказали помощь морякам западногерманского судна «Мария Эрико» в ремонте редуктора гребного вала.
«Медногорск», выступая в роли ледокола, помог выйти из льдов Кильского залива нескольким советским и иностранным судам. В течение года тридцать лучших моряков «Медногорска» удостоены высокого звания ударников коммунистического труда; девять занесены в судовую Книгу почета (матросы В. С. Зюков, В. А. Колесник, И. Т. Пойда, мотористы О. Н. Архипов и A. Д. Пономаренко, токарь Н. И. Почтаренко, начальник радиостанции В. М. Кроль, повар В. П. Бабченко). В июле экипажу «Медногорска» присвоено звание коллектива коммунистического труда.
1963—1965 годы. «Медногорск» дал 146 тысяч рублей сверхплановой прибыли, сэкономил 179 тонн топлива и смазки - за счет перевозок дополнительных грузов, строгого расчета количества переменных запасов, сокращения стояночного времени, выбора кратчайшего пути следования и т.д.
1965 год. Медногорцы - инициаторы развертывания Всесоюзного соревнования за рентабельною работу каждого судна, досрочное выполнение семилетки. Сто пятьдесят судовых коллективов флота подхватили призыв моряков «Медногорска». К концу года в экипаже было уже 35 ударников коммунистического труда.
1966 год. 28 июля. Сообщение Центрального радио об Указе Президиума Верховного Совета СССР: «За досрочное выполнение заданий семилетнего плана и достижение высоких качественных показателей работы наградить теплоход «Медногорск» Управления сухогрузного флота Черноморского морского пароходства орденом Трудового Красного Знамени. Награждены были и организаторы трудовых достижений коллектива; капитан B. Д. Оводовский удостоен ордена Ленина, старший механик Г. В. Торский — ордена Трудового Красного Знамени, первый помощник капитана М. Д. Гречухин — ордена «Знак Почета».
Отвечая на высокие награды правительства, моряки обязались досрочно выполнить задания восьмой пятилетки. В газете «Моряк» опубликовано «Обращение моряков «Медногорска» ко всем экипажам судов пароходства», в котором моряки предлагают взять новые рубежи соревнования. На «Медногорске» создана школа передового опыта.
1967 год. Члены экипажа обязались ежегодно выполнять саморемонтных работ не менее чем на три тысячи рублей. 21 моряк стал участником ВДНХ СССР. Капитану В. Д. Оводовскому присвоено звание лучшего капитана ММФ. Совершенствуя новую систему технического обслуживания, в этом же году медногорцы предложили продлить эксплуатацию морских судов без ремонта до четырех лет, а сами обязались без заводского ремонта плавать пять лет.
Последующий период - это годы распространения опыта «Медногорска» на морском флоте страны. В 1973 году он был внедрен на 500 судах ММФ, а в 1974 году— примерно на 600. В результате экономия составила десятки миллионов рублей.
1970 год. Задание восьмой пятилетки моряки выполнили к 22 апреля 1970 года, к 100-летию со дня рождения В. И.Ленина. Судно было представлено на ВДНХ 1970 года по теме «Культура и организация производства».
1972 год. Судно совершает рейсы в Демократическую Республику Вьетнам, успешно доставляя грузы сражающемуся за свою свободу вьетнамскому народу.
1973 год. Экипаж орденоносного судна занесен в Книгу почета ММФ и ЧМП.
1974 год. В трудовую практику прочно вошло комплексное соревнование с портовиками за скоростную погрузку-выгрузку судна.
1975 год. Экипаж судна досрочно, к 30 ноября, выполнил план девятой пятилетки. За 13 лет плавания среднеэксплуатационный период составил 342,7 суток (по флоту в целом — 329,4 суток).
1976—1979 годы. Экипаж «Медногорска», значительно обновленный по сравнению с 1962 годом, продолжает идти в авангарде Черноморского пароходства.
О том, почему пароход носит имя нашего города, команда «Медногорска» не знает. «Видимо в министерстве речного флота есть каталог городов, которыми и называют теплоходы данного типа».
Экипаж теплохода 10 человек, работали по совмещению профессий, т. е. судостроитель – судомеханик.
1. Капитан – 1 помощник Безруков Василий Николаевич
2. 1 штурман – 3 помощник капитана Черноносов Евгений Семенович, член КПСС
3. Механик – 2 штурман Лукин Вячеслав Иванович
4. 2 помощник механика – 3 штурман Гурылов Виктор Васильевич, председатель судового комитета
5. 3 помощник механика Базеев Алексей Михайлович
6. Рулевой – моторист Сабитов Якуб Абдуллович, секретарь комсомольской организации
7. Рулевой – моторист Рожков Валерий Иванович, член ВЛКСМ
8. Рулевой – моторист Жуков Александр Александрович, член ВЛКСМ
9. Рулевой – моторист Лукин Галина Васильевна
10. Повар Безрукова Галина Ивановна
11-12 Практиканты Котраков Евгений, Гребенюк Вячеслав
Экипаж выходил в плавание и через 7 месяцев возвращался, оставив за кормой 45-50тысяч км. Район плавания от южных портов Волги до портов Северо – Запада.
В городском музее можно увидеть сувениры из всех частей света - их прислали моряки теплохода «Медногорск» — передового корабля Черноморского пароходства, награжденного орденом Трудового Красного Знамени. Экипаж теплохода «Медногорск несколько лет вел переписку с комсомольцами города. В музее Медногорска сохранились письма и фотографии (Приложение). Пароход «Медногорск» был утилизирован в 1987 г
Корабли-герои не умирают! Память о них нетленна. Их подвиги всегда будут служить примером для потомков в славных делах новых поколений. Хранить и приумножать эту славу, завоеванную боевой и трудовой доблестью дедов и отцов, — священный долг молодых моряков, которым завтра предстоит впервые подняться на борт кораблей, чтобы вести их в океанские дали.
Водные просторы бороздит еще один «Медногорск», сухогруз.
Судно, «Медногорск» (номер: 272878200), является грузовым кораблем. В настоящее время, плавающее под флагом Украины. Вы можете увидеть ниже информацию о размере судна, годе постройки, валовой вместимости, проекте, позывной, назначение и предполагаемое время прибытия, текущий курс, скорость и координаты судна и последние пять заходов судна в порт.
Река Днепр, Херсон
Информация о судне:
Наименование: Медногорск
Тип: Шестая пятилетка
Проект: 576
Место постройки: ССЗ "Красное Сормово" - Нижний Новгород
Построено: 1965
Длина и ширина: 94 м x 13 м
Записанная скорость: (Макс./Средн.): 7.3 / 6.5 узлов
Флаг: Украина [UA]
IMO: 0, MMSI: 272878200
Текущее состояние: работает
Регистрационные данные
Порт приписки: Херсон
Регистровый №: 2-020388 (РСУ)
Позывной: EMUL
Примечание: ЧП "Днепртранс"
Последняя полученная позиция
Площадь: Черное море
Широта / Долгота: 45,15371 ° / 33,12218 ° (Map)
Последний известный порт: СЕВАСТОПОЛЬ
26 мая, 2010 г. на Днепродзержинском водохранилище, около селе Келеберда Кременчугского района Полтавской области сухогруз «Медногорск» (порт приписки Херсон, ЧП «Днепротранс», длина 94 м) с девятью челнами экипажа, который перевозил из порта Комсомольск в порт Измаил 2 тысячи тонн обогащенной стальной руды, получил пробоину подводной доли корпуса.
Чтоб не допустить затопления судна, экипаж вывел его на мель. Жертв и пострадавших, также загрязнения окружающей среды не было.
Для оказания поддержки терпящему бедствие сухогрузу из Днепропетровского речного порта прибыл теплоход «Портовик-7» с баржей на буксире, а из Днепродзержинского речного порта - плавучий кран для перегрузки багажа.
Затонувший на Днепре сухогрузный теплоход «Медногорск» поднят.
1 июня сухогрузу «Медногорск», была придана плавучесть и его начали буксировать в Днепродзержинск. До этого с него сняли весь груз железорудных окатышей (2 тыс тонн).
2 июня сухогрузный теплоход был поднят и отбуксирован на РЭБ в Днепродзержинск.
Рыболовный траулер «Медногорск»
В «Медногорском рабочем» за 23 апреля 1968 г. напечатана статья о том, что в северных водах нашей страны появился еще один «Медногорск». Это рыболовный траулер РТ-273. Относится он к ІІ серии РТ польской постройки.
Длина: 53,8 м.
Мощность главного двигателя: 1x590(800) кВт(л.с.).
Энерговооруженность: 590(800) кВт (л.с.).
Скорость: 11.6 уз. Район плавания неограниченный.
Количество коечных мест: 42.
Грузоподъемность: 251 т.
Температура в трюмах: °С ± 1
Орудия лова: бортовой трал.
«Вот что пишет в Горком ВЛКСМ заместитель начальника управления мурманского тралового флота т. Ревнивцев:
«Уважаемые товарищи в управлении Мурманского тралового флота находится в эксплуатации рыболовный траулер РТ – 273 имени вашего славного города Медногорска. Моряки занимаются добычей рыбы в просторах Баренцева моря. Они самоотверженно несут свою трудовую рыбацкую вахту. Рейсооборот судна 30-35 суток. На корабле занимаются добыче и обработкой рыбы, выпуском консервов, рыбной муки и жира. Оплата труда работающих сдельно – премиальная в зависимости от количества и качества выловленной рыбы. На судне бесплатное питание, спецодежда. Многие из работающих совершенствуют свое мастерство на траулере, на курсах или учатся в школе моряков…»
Медногорский рабочий 23 апреля 1968 г.
Используемая литература:
1.Карпов, Н. Есть еще «Медногорск» [Текст] / Н. Карпов // Медногорский рабочий. - 1968. - 23 апреля.
Источники:
1.Дерега, Т. «Медногорск» [Электронный ресурс]: форум «Круизы и судоходство» .-Режим доступа: URL: http://www.infoflotforum.ru
2.Водный транспорт «Медногорск» [Электронный ресурс]: информация о судне .-Режим доступа: URL: http://fleetphoto.ru
3.Розин, А.Советский флот в войнах и конфликтах «холодной войны»[Электронный ресурс]: Советский флот в «Карибском кризисе» .-Режим доступа: URL: http://alerozin.narod.ru/Cuba1962.html
4.Рыболовецкий траулер [Электронный ресурс]: суда рыболовецкого флота, добывающие, транспортные и вспомогательные .-Режим доступа: URL: http://korabli.qdg.ru/forum/index.php?action=printpage;topic=26.0
5. Водный транспорт [Электронный ресурс]: список судов .-Режим доступа: URL:http://fleetphoto.ru/list.php
Юткина Ольга,
зав. библиотекой - филиалом №4