• Пн - Пт с 9.00 - 18.00

Тоннель


Целый век на службе людям

 

Задолго до Первой мировой войны, на Южном Урале велись изыскательные работы по строительству железной дороги, которая теперь связывает Оренбург с Орском. В нашу местность стали прибывать рабочие и крестьяне из Тамбовской, Пензенской, Костромской и других губерний. Начались земляные работы. Условия оказались не в меру тяжелыми. Вся работа выполнялась вручную, а из механизации: лом, тачка и лопата.

Еще труднее было пробивать тоннель. Скальную породу разбивали металлическими клиньями и кувалдой, чтоб сделать скважину для взрывчатки. После взрыва вывозили щебень на тачках и вновь шли в ход клинья. Строительство начали 28 января 1913 года, а 1 января 1915 года тоннель вошел в строй. По инженерным замыслам он схож с Армавирским и Туапсинским тоннелями.

За время эксплуатации тоннеля в нем происходили разные события. В период гражданской войны охрану объекта разоружали красноармейцы. Во время Великой Отечественной войны 7-го апреля 1943 года произошло большое крушение в тоннеле за станцией Медногорск с наливным поездом. Паровоз и несколько цистерн прошли, остальные сошли с рельс и загромоздили тоннель, горючее потекло по земле. Два восстановительных поезда работали над устранением аварии: один из Кувандыка, другой из Орска. Сложность состояла в том, что здесь было трудно применять технику. Вытащат цистерну – надо ее сбросить под откос, чтобы быстрее освободить тоннель, но глубокая, длинная выемка не позволяла. Вот и приходилось одним локомотивом перетягивать на станцию Медногорск, другим - на станцию Рысаево. За сутки кропотливого труда движение поездов было восстановлено.

В 2015 году старейшему подземному сооружению на территории города Медногорска исполняется 100 лет - юбилей. Зная об этом, медногорские библиотекари в течение двух лет вели поисковую работу по истории строительства тоннеля. Переписка с архивами Оренбургской и Челябинской областей принесла положительный результат. В ноябре пришел ответ из Государственного архива Оренбургской области, что в фондах архива найден документ 1913 года: «Договор на производство работ по устройству тоннеля линии Оренбург-Орск Троицкой железной дороги». Документ на тридцати страницах, который открывает нам много новых фамилий и имен. Оказывается, строился тоннель по проекту и под началом инженеров путей сообщения Эрнеста Фернандовича Рыдзевского и Сергея Львовича Колесникова. По поводу Рыдзевского Э.Ф., читаем в книге Боханова А.Н. «Деловая элита России» изданной в 1914 г: «…инженер путей сообщения. Член правлений: Общества Коломенского машиностроительного завода. Общества С-Петербургских торговых помещений и рынков». Об инженере Колесникове Сергее Львовиче пока ничего не найдено. Достоверность подписей на договоре заверял Председатель Правления Общества Троицкой железной дороги Ф. А. Липский. За страницами договора, за сложными техническими заданиями на строительство тоннеля, за громкими именами инженеров путейцев робко проглядываются имена строителей: жителей окрестных сел и военнопленных Первой мировой войны. Мы не знаем, сколько их было, но через призму времени ощущаем их тяжёлую работу.  

Несомненно, юбилей первого и единственного тоннеля заслуживает особого внимания, именно потому, что он является гордостью Медногорска и Оренбуржья. Сто лет, целый век он служит людям.

Верескун Светлана

 



Новый двухпутный
 

Юбиляр по-прежнему в строю, несмотря на солидный возраст. Но сегодня он является запасным, а поезда следуют по новому двухпутному тоннелю.

Необходимость его строительства остро ощущалась уже в 1960-1970-х годах, когда интенсивность движения по Южно-Уральской железной дороге возросла. Дорожники терпели значительные убытки, ведь приближаясь к тоннелю локомотивы снижали скорость. Кроме того, составы часто вынуждены были ждать своей очереди для проезда по единственному пути через тоннель. Подолгу простаивали у железнодорожного переезда на улице А. Гайдара многочисленные автобусы и автомобили. Поездка из поселков Медногорска в центр города превращалась в испытание на терпение. Даже, выехав заранее, можно было опоздать на работу, к врачу, на поезд.

Однако решение о начале строительства нового тоннеля было принято лишь в середине 1980-х, когда поток пассажирских и грузовых составов в районе станции Медногорск сократился в двое. Но это не значит, что новый тоннель был уже не нужен. В обеспечении беспрепятственного своевременного проезда поездов были заинтересованы как городские власти, так и дорожники. Однако строительство двухпутного тоннеля, в связи с нехваткой средств, отсутствием необходимой техники и материалов, а также квалифицированных кадров, затянулось на семь с лишнем лет.

Над сложным железнодорожным объектом трудились метростроевцы из Самары, технику и рабочих предоставило Орское отделение железной дороги. Именно оно взяло на себя все расходы на завершающем этапе строительства.

Наконец в декабре 1993 года тоннель с двумя путями протяженностью 380 метров был закончен. Движение на него со старого был переведено в течение десяти часов. Для этого использовалась техника из Кувандыка, Оренбурга, Орска, Новотроицка, Карталов, Челябинска, принадлежащая производственным подразделениям и организациям Южно-Уральской железной дороги.

Первый состав - пассажирский поезд № 199 сообщением «Свердловск - Оренбург» - проследовал по новому двухпутному тоннелю 14 декабря 1993 года в 19 часов 30 минут по московскому времени. 

Статьи о строительстве и открытии нового тоннеля:

1. Григорьева, Л. Пойдут по новому тоннелю поезда / Л. Григорьева // Медногорский рабочий. – 1993. – 25 ноября (№ 133). – с. 3 (читать);

2. Музыка, Н. Пошли поезда по новому тоннелю / Н. Музыка // Медногорский рабочий. – 1993. –16 декабря (№ 142). – с. 1 (читать);

3. Новый тоннель вступил в строй / фото В. Елисеева // Медногорский рабочий. – 1993. – 21 декабря (№ 144). – с. 1 (читать).

  Качанова Ольга
 

Информация обновлена 11.11.2017 г.

 


Библиотеки являются общедоступными информационно-культурными и просветительскими центрами Медногорска.

Они формируют информационную среду города, предоставляют горожанам нужную информацию и литературу, организуют интеллектуальное общение и культурный досуг. Подробнее

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Медногорска»