• Пн - Пт с 9.00 - 18.00

Народный промысел: русские кружева

Image
Image
Image
В большинстве областей нашей большой страны до сих пор живут традиционные, созданные на ручном труде и доставшиеся нам от наших предков народные промыслы. Их изделия - лаковая миниатюра, глиняная игрушка, кружева и другие виды этого искусства - до настоящего времени привлекают к себе пристальное внимание. Некоторые из промыслов берут свое начало ещё из крестьянского быта.  Их целью было изготовление как простых, обиходных, так и праздничных, предметов для всей семьи. С ранних лет дети приобщались к ручному труду, осваивали премудрости рукоделий. Так от отца к сыну, от матери к дочери передавались тонкости мастерства. Сегодня мы заглянем в мастерскую кудесниц, создающих кружево.
Первое упоминание о русском кружеве относится к 1252 году. Летопись описывает внешний вид князя Даниила Галицкого, принимавшего венгерского короля. Указывается, что одеяние князя было украшено золотым плоским кружевом. 
Историки отмечают, что уже в XVIII веке в России было несколько центров кружевоплетения. Выделялись такие города, как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань, Орел, Елец и другие. К этому времени сложились определенные традиции и техники, так что по виду изделия можно было легко определись где оно было сплетено.

Вышивка и кружево

Вышивка и кружевоплетение – виды женского рукоделия, связанные с созданием одежды, а также  предметов для  жилого интерьера, подарков, изделий для народных обрядов.  Иногда эти два вида  сочетались на одном вещи: полотенце, фартуке, женской сорочке, или на головном уборе. Плести кружева начали в России намного позднее вышивки, в творческий труд мастерицы изображали самобытную традицию, где использовалось огромное многообразие узоров, используя их в своем профессиональном мастерстве. В каждой местности, поселке и городе был свой стиль. Самые главные  элементы в плетении, немногочисленны: Это – плетешок, полотнянка, сетка и насновка.  В конце XVIII века по инициативе патронессы – вдохновительницы Софьи Александровны Давыдовой в Петербурге в 1883 году открылась Мариинская практическая школа кружевниц, где обучались наиболее одаренные кружевницы из различных губерний. В Санкт-Петербурге в декабре 2017 года появился музейный центр «Кружевной», где находится экспозиция посвященная Мариинской школе кружевниц.
Книги помогут больше узнать о русском кружеве, разобраться в особенностях его видов и техник
1. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы
2. Рондели Л.Д. Народное декаративно-прикладное искусство

Рекомендуем также прочесть статьи о кружеве, размещенные на сайтах:
Культура.РФ, Самобранка, Русская вера

Вологодское кружево

Самую большую известность и популярность снискали вологодские кружева. Начало промысла относится к XVI века. За три века он широко распространился по губернии: почти в каждом поместье была своя кружевная «фабрика». В советские годы в кружеве появляются изображения самолетов и парашютистов. Позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки. Затем появились нарядные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и др.
Вологодские кружева напоминают снежинки, и это неспроста. Основной орнамент – снежинка с белой опушкой. Кружева отличает плотная тесьма узора - велюшка. Для создания кружева сначала рисуется схема (ее называют скол) на бумаге. По ней мастерицы плетут узор из нитей, перебирая коклюшками.

Елецкое кружево

Елецкие кружева родом из Липецкой области. Для этого вида плетения имеется характерна парная техника. Оно постепенно менялось и распространилось по городам и селам с середины XIX века. Елецкие кружева отличаются от других видов тонкостью и легкостью. А специфика крупных изделий местных кружевниц состояла из отдельных элементов. Это обычно виды различных розеток, состоявшиеся из квадратных фигур. Они рельефно выступали на плотной узорной вышивки. Для кружевных изделий типичны мотивы зимних узоров. Елецкое кружево отличается мягкой противоположностью мелкого узора и тонкого ажурного фона. Первые рисунки для узоров привозились из-за границы, но когда появились свои местные художники, они внесли свой неповторимый стиль, чем и до сих пор отличаются елецкое кружево.

Мценское кружево

Ещё один популярный вид народного кружева – Мценское. Оно появлялось уже в конце XVIII в города Мценске Орловской области. И этот вид промысла тоже является одним из самых давних в России. Его отличительная черта - геометрические мотивы.
В имении помещицы П. Протасовой, приглашенные рукодельницы из Бельгии стали обучать русских девушек плетению кружев. Потихоньку обученные плетению ученицы этой  школы открыли свой удивительный стиль и стали творить чудеса из кружев. Продукцию из Орловской области  поставляли царской семье, и даже плели на заказ за границу.
Школа кружевниц  в этом городе действует, и по сей день, принимает всех желающих на обучение. Мастерицы показывают новичкам свои особенные рисунки. Например, праздничное применение геометрических мотивов, присутствует чаще, из-за этого и узор получается более воздушным, великолепные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и другие) хранятся и носятся очень долго.

Вятское кружево

О происхождении этого вида кружева бытует необычная легенда: будто бы в начале XVIII века будущих мастериц учила опытная голландская кружевница, муж которой работал при дворе Петра I. Так ли это было? Мы уже не узнаем. Но, уже в начале XIX века кружевницы Вятской губернии научились плести такое же кружево, как и в остальных местах России, в том числе по образцу вологодских сцепных кружев. Но после открытия кружевной школы, вид вятских кружев резко изменился. Рисунок стал более изысканным, наполнился массой прекрасных изгибов, и сложными орнаментами фигур, а фактура кружева стала изыскание.  
Вятское кружево еще называют "кукарским" - от названия слободы Кукарка, где существала школа кружевниц.. Учили здесь выпускницы Мариинской школы.
И в сегодняшнее время эти традиции вятского чудесного кружева продолжают развиваться. Одолев простоту узоров старинных изделий, кружевницы стали использовать лучшие качества: удивительные линии, динамичность в своих композициях и роскошь фактуры. Наряду с обычным роскошным растительным орнаментом для этого вида, изделия стали типичными многофигурными сюжетными композициями.

Вологодское кружево

Image

Елецкое кружево

Image

Мценское кружево

Image

Вятское кружево

Image
© Лариса Кажаева

Библиотеки являются общедоступными информационно-культурными и просветительскими центрами Медногорска.

Они формируют информационную среду города, предоставляют горожанам нужную информацию и литературу, организуют интеллектуальное общение и культурный досуг. Подробнее

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Медногорска»