• Пн - Пт с 9.00 - 18.00

«Бесстрашный рыцарь правды»

Литературное и театральное наследие Александра Николаевича  Островского.

(к 200-летию А.Н. Островского, русского драматурга)

Редко, но порой случается, когда современники при жизни человека дают оценку его деятельности. Именно так произошло с Александром Николаевичем Островским (1823 - 1886) - русским литератором и драматургом, которого ещё при жизни назвали «создателем русского театра».

«Как же так? - в недоумении спросите вы, ведь  театр был в России еще в начале ХVIII века....».

Так почему Островского,  начавшего свою творческую деятельность спустя 150 лет с момента создания первого  театра в Москве, именуют «основателем русского театра»?

До Островского русские театры организовывали  постановки легкомысленных зарубежных пьес, которые по своему содержанию совершенно не отражали российскую реальность. Отечественные литературные произведения на сцене ограничивались лишь тремя пьесами Николая Гоголя «Ревизор», «Игрок» и «Женитьба», также «Недорослем» Дмитрия Фонвизина.

Великолепнейшие драматические произведения Александра Пушкина - «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Русалка» - считались обществом как пьесы только для чтения. Поэтому, невозможно было назвать полноценным репертуар театров, построенный на 3-4 пьесах.

Островский пришел в литературную жизнь в начале 50-х годов ХIХ века, когда зрительный зал театров был местом объединения людей разных сословий. Посетители театра желали  видеть  на театральных подмостках действие вполне узнаваемое, в частности, свои  жизненные устои,   проблемы,  результаты труда. Заслуга Островского состояла в том, что он первым понял эту тенденцию, а также насущную потребность людей в бытовом репертуаре из современной  действительности.

Александр Островский в своих пьесах привел на театральные подмостки чиновников и приказчиков, купцов и разорившихся мещан, нянек, мамок, богомолок и дворян с их тревогами и мелкими проблемами, мечтами и большим горем.

Прекрасно зная купеческую среду, ее язык, жизненный уклад, поскольку сам родился и вырос в Московском Замоскворечье – Островский  стремился говорить в первую очередь о незнатном простолюдине как о человеке, учил не обращать внимания на сословия, классы, чины, звания.        Островский превосходно знал не только столичную, но  и провинциальную русскую жизнь. Не случайно, современники писателя  стали называть его «Колумбом Замоскворечья» и основоположником  классического репертуара русского театра.

 Почти 40 лет Александр Николаевич  фактически единолично формировал театр как единое художественное пространство, объединив   театр и литературу. Островский знал о театре все,  начиная о том, как им руководить, формировать репертуар, обучать актеров мастерству, как организовать репетицию  и повысить зарплату театральным служащим.          Островский создал реалистический театр, для которого написал 47 пьес, с восторгом принятых зрителями. Эти пьесы являются  подлинным эпосом русской жизни.

Сегодня практически в каждом  театре страны в репертуар входит «классика золотого века»  - пьесы Островского; «купеческие» комедии сохранили свою актуальность, поскольку в них затрагивается чувствительная тема  порядочности бизнесменов.

В конце жизни Александр Островский написал театральному начальству: «В настоящее время я – ХОЗЯИН русской сцены!».     И это не простые слова…

© И.К. Возная


Библиотеки являются общедоступными информационно-культурными и просветительскими центрами Медногорска.

Они формируют информационную среду города, предоставляют горожанам нужную информацию и литературу, организуют интеллектуальное общение и культурный досуг. Подробнее

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Медногорска»