• Пн - Пт с 9.00 - 18.00

        Удивительное свойство у человеческой памяти: в ней живут долго дорогие тебе люди, в ней сохраняется то, чего уже нет на свете. Вот и не существует больше общеобразовательных школ №8 и №9, которые располагались в поселке Ракитянка, нет Дома культуры, больницы, аптеки и т.д.
Но давайте возвратимся в далекие 1930-ые годы…
История открытия Блявинского месторождения интересна уже тем, что оно открывалось дважды.
В первый раз месторождение было открыто еще до революции, в 1916 году, благодаря Джону Лесли Уркварту – крупному  английскому промышленнику, основавшему Таналыкскую корпорацию, которая занималась освоением медных месторождений Башкирии. Управление «Таналык корпорейшн» находилось в 150 км к северу от Блявы, в поселке Баймак. И вот однажды, проводя разведку недр, геологи Уркварта наткнулись на выходы медного колчедана в районе реки Блява. Использовать обнаруженные запасы не удалось. В результате свершившейся революции Уркварт теряет весь свой капитал и уезжает в Англию, а Блявинское месторождение остается забытым еще на 12 лет.
Во второй раз месторождение было открыто в годы Советской власти, в 1929 году, когда шло промышленное освоение Восточного Оренбуржья. В Орске находилась геологоразведочная партия, руководимая геологом Иосифом Леонтьевичем Рудницким. Крестьянин Федор Степанович Антипин из села Херсонка привез Рудницкому камни, имеющие характерный металлический блеск – это был бурый железняк.
С мая 1932 года началось более детальное исследование. Поиски возглавил горный инженер, азербайджанец Мамед Асад оглы Мамедов. Побывав на Бляве, он так увлекся поисками, что настоял, чтобы разведку месторождения поручили ему. В ноябре 1932 года были получены первые результаты анализов, в руде содержались медь (до 4%), сера (до 40%), а также золото и серебро. В декабре 1932 года об открытии месторождения было доложено наркому тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Центральная пресса запестрила заголовками: «Начинается новая эра в цветной металлургии», «Открыт российский Клондайк», «Золото, серебро, медь на Средней Волге» и рассказывала о перспективах, связанных с разработкой залежей меди и строительством комбината.
Блява известна науке как объект вулканического происхождения медных месторождений. Эта гипотеза появилась в 30-х годах.
Раньше связывали месторождения меди с гранитами, с глубинными породами в недрах земли. Считалось: там, где гранит, есть и медная руда.
Блява была исключением. Здесь не было гранита. Это позволило академику Александру Николаевичу Заварицкому в 1936 году написать статью о происхождении медных руд Блявинского района в результате вулканических выбросов. Вот так Бляву стали считать школой южно-уральской геологии.
(текст из статьи «Академик в Медногорске» и из книги А.Е. Ферсмана «Путешествие за камнем»
Открытие Блявинского месторождения было большой геологической  неожиданностью и поэтому Ракитянку и Бляву, где в начале размещалось управление строительства, посещали крупнейшие геологи страны.
В 1935 году, завершая известное путешествие по Уралу, у нас побывал выдающийся минеролог и геохимик академик Александр Евгеньевич Ферсман.
В один из летних вечеров 1935 года на окраине Блявы, около домика, в котором жил работник планового отдела управления строительства товарищ Корбут, остановилась автомашина, на её борту было написано: «Академик наук СССР».
Академик пробыл у нас один день, осмотрел зарождающийся рудник, временные постройки будущего комбината, познакомился с проектом. Свои впечатления он описал в известной книге «Путешествие за камнем».
Вот выдержки из этой книги:
«Мы подъехали к селению Блява, лежащему близ станции Блява, железной дороги, Оренбург – Орск, спустились на боковую дорожку и стали у речки на скошенном лугу. Пока мы ставили палатки, к нам подошёл гражданин, как оказалось – служащий Блявинского комбината. Несмотря на позднее время, он уговаривал нас идти пить чай к нему в дом: пришла его жена, и нам пришлось согласиться. Оба они были так трогательно гостеприимны, так радовались приезжим людям! С нас было взято слово, что утренний чай тоже будет у них.
На другой день утром идем в управление Блявинского комбината и знакомимся с начальником строительства. Он показывает нам планы рудника, завода, нового города, подъездных путей. Мы узнаем, что Блявинский комбинат начинает новую историю в использовании колчеданных месторождений. Как известно, все старые заводы, обжигающие колчеданы на медь, а частью на кислоту,
 на большие пространства отравляли воздух удушливыми серными газами.
Теперь будет применяться новый способ, с использованием которого, при несколько изменённом типе печей, помимо получения меди, будет улавливаться вся сера, которая выплавляется в виде «черенковой» серы в количестве приблизительно 12 – 15 тонн на одну тонну меди. Этот новый способ вносит глубочайший переворот не только в экономику использования колчеданных месторождений, но и во всё серное дело. Его хозяйственное значение огромно. Главный инженер развёртывает перед нами грандиозный план нового строительства. Мы ясно видим здесь детище второй пятилетки: другие возможности, другой размах, другая постановка дела.
Нам предлагают начать осмотр с рудника. Поданы машины, и мы едем по вновь освоенным участкам. Ещё в управлении мы ознакомились с геологическим планом месторождения, с формой рудного тела, с распределением рудных зон. Мы едем осмотреть работы по подготовке к эксплуатации замечательной штольни или, как мы её сразу же назвали, «метрополитена». Прямая, как стрела, высокая, электрифицированная, она имеет 1700 метров в длину и упирается в нижнюю часть рудного тела».

 

ДЖОН ЛЕСЛИ УРКВАРТ (1874 – 1933) – английский предприниматель. При личной поддержке царя Уркварт с русскими компаньонами купил несколько медных месторождений в Башкирии, приблизительно в 250 км южнее Кыштыма. Он основал Таналыкскую корпорацию, став ее председателем. Корпорация, управление которой базировалось в поселке Баймак, построила медеплавильную и золотодобывающую фабрики. Специалисты корпорации провели геолого-поисковые работы на обширной территории Южного Урала, что впоследствии способствовало открытию нескольких крупных месторождений, в том числе Блявинского.

 

АНТИПИН ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1880 – 1932) – крестьянин из села Херсонка.
 В 1929 году указал геологам Орско-Халиловской экспедиции на выходы бурого железняка вблизи деревни Ракитянки. После чего было принято решение более детально исследовать район реки Блява.
Начальник Блявинской геолого-разведочной партии Мамедов М.О.(слева) и буровой мастер Карпенко. 1932г.
 
 


МАМЕД АСАД оглы МАМЕДОВ - горный инженер, начальник Блявинской геологоразведочной партии. Участник гражданской войны, бывший военный атташе советского посольства в Турции, выпускник горной и промышленной академий. Человек с удивительной интуицией, волевой, целеустремленный. Именно эти качества помогли второму открытию Блявинского месторождения. Позже М.О. Мамедов занимался поисками кобальта, цветных металлов в разных районах страны. Был награжден орденом Ленина, стал лауреатом Ленинской премии. Умер в 1957 году.
Полными живительной влаги катило море жизни свои волны на 10-ый разъезд оренбургской железной дороги. Открывался Блявинский рудник. Встал  вопрос о размещении работников управления и о жилье для них.  Все усилия первостроителей сосредоточились на ремонте и переоборудовании под жилье домов, надворных построек, кошар в поселках, в том числе и в Ракитянке. Рабочий люд селился в хибарах, лачугах из самана. Сразу же началось строительство Дома культуры Горняков, больницы, двухэтажных  жилых домов. Самыми лучшими зданиями были школы .
Май 1935 года. Быстрыми темпами строится в Ракитянке средняя двухэтажная деревянная школа  для детей шахтеров.
В июле-августе родители и ребята помогали строителям убирать мусор, готовить школу к покраске. Позднее заносили и расставляли по классам парты.
И вот наступил долгожданный день открытия. Возле новой школы выстроились учащиеся, пришли гости: представители Блявинского рудника, строители, родители. После приветствий и торжественного открытия все вошли в школу. 1 сентября 1935 года здесь начался первый учебный год.
Большое внимание школе оказывали  руководители «Ормедьзолота». Как вспоминала бывший педагог школы- М.А. СТРЫГИНА , однажды, идет урок, вдруг открывается дверь и в сопровождении директора заходят в класс руководители стройки  Б.Ю.Кудиш,  Г.А.Кузьмин-Караваев,  П.П.Евангулов, Б.А.Шейкин. Поинтересовались учебой, спросили нравится ли школа. Прошло много лет, но эти замечательные люди, которые оставили глубокий след в памяти медногорцев, не забываются.

 

Замечательные педагоги работали в то время в школе, коллектив состоял в основном из молодежи, но были и опытные учителя. Директором был Иван Тимофеевич САННИКОВ – учитель учителей. Строгий, но справедливый. Методические совещания проводили в школе №9, приходили все учителя  начальных классов школ №8 и 11, со 2-го участка. В то время много внимания уделялось урокам чистописания, проходили даже семинары – практикумы по чистописанию.
Не хватало тогда наглядных пособий, дидактического материала. Учителям приходилось многое делать самим. Помогали и ребята – четвероклассники. Дети были очень трудолюбивыми. С каким усердием озеленяли они территорию школы, стоящую на голых камнях! Копали ямки с кайлом и ломом, а потом засыпали землей саженцы тополя, акации. Трудно было с водой. Носили ее из – под горы, но ребята преодолевали все трудности, чтоб вокруг школы зазеленели деревья и кустарники.
Состав учащихся был интернациональным: русские, мордва, башкиры, чуваши.  У многих родители не знали грамоты. Учителям приходилось ходить по домам, заниматься ликвидацией безграмотности. Например, на улице Деповской оказалось 9 неграмотных человек, учителя занимались с ними в землянке одной жительницы этой улицы (Ореховой  Ольги). Собирались по  вечерам, читали по букварю, писали, решали задачи. И сколько неподдельной радости было на лицах взрослых людей, осиливших простые арифметические действия или прочитавших самостоятельно рассказ!
В 1938 году было построено здание школы №8, в которое были переведены младшие учащиеся из маленьких домишек, служивших классами этой школы, а также старшеклассники из одноэтажной деревянной школы №9 по ул. Октябрьской.
В этот год была проведена нумерация. Семьи в те годы в основном были многодетными, классы были переполнены. Поэтому в Ракитянке существовало две школы. Обе они работали в две смены. Вскоре здание школы №9 пришло в негодность и детей перевели в переоборудованный и переделанный для занятий жилой дом. По инициативе директора школы №8 И. И. Тютюника и при поддержке гороно, в 1967 году было построено новое трехэтажное здание на 640 мест.
 
Здесь и разместилась школа №8, куда перевели старшие классы. А в здании на улице Юбилейной расположилась школа №9, где директором осталась В.Д.КАПРЯНЦЕВА.
(2-ой ряд снизу, третий слева М.М.БУРДЫМ;пятая слева- В.Д.КАПРЯНЦЕВА)

 

Нагрянули сороковые роковые. Все мужчины – учителя в первые же дни войны ушли на фронт. Ушел и весь выпускной класс, всего 25 человек.
Приказ по гороно от 12 сентября 1941 года гласил: «… Предлагаю освободить помещение школы №8 к 20 сентября 1941 года и передать коменданту эвакопункта.  Перевести школу  в помещение начальной школы №9, оставив также за школой помещение ее филиала. Занятия проводить в три смены. Директором объединенных школ №8 и 9 назначить ГРИГОРЬЕВУ Анну Андреевну. К обязанностям приступить с 20 сентября 1941 года.»
В здании школы №8 сначала расположился госпиталь для бойцов Красной Армии, а затем лагерь  для военнопленных.
Ученики- старшеклассники ходили к раненным, читали газеты, писали письма их родным, ставили номера художественной самодеятельности.
В госпиталь, который расположился в здании ДК Горняков,  уже в июле- августе стали привозить раненых. Женщины и дети поселка бегали их встречать и смотрели, как разгружают и ведут или везут на подводах, запряженных лошадьми или быками, раненных бойцов Красной Армии, все старались заглянуть им в лицо (а вдруг это чей - то муж или отец).
 
Из воспоминаний Безбородовой Татьяны Максимовны, парикмахера госпиталя 3923:
«Раненые пребывали в поездах на ДСЦ, а оттуда их на подводах везли в ДК «Горняков», где с августа 1941 г. находился госпиталь. Первые раненые (1200 человек) прибыли осенью 1941 г. с ними прибыло 37 медсестер и врачей. Не хватало коек, белья, перевязочного материала, работники госпиталя собирали все это у жителей поселка.
В зрительном зале ДК была палата на 130 коек, а на сцене офицерская палата, отделенная от общей занавеской. Начальником госпиталя была Тумаркина Анна Савельевна, ведущим хирургом - Буяльский Николай Васильевич, ст. медсестрой - Какорина Ольга Васильевна. Летом 1942 г. госпиталь был отправлен в Сталинград. Большинство мед. персонала уехало на фронт. Под Сталинградом начальником госпиталя был назначен полковник Иванов, который в последствии получил «Героя Советского Союза». Был случай, когда бомба во время операции, упала прямо на операционный стол…
Свой путь госпиталь 3923 закончил в г. Одессе.
Из воспоминаний Калашниковой Марии Самсоновны, санитарки 5-го отделения:
«Эшелоны шли с фронта по несколько недель, стояла жара. Многих раненых после обработки на передовой в дороге не перевязывали, не хватало моющих средств и перевязочного материала. Когда я первый раз увидела такого раненого, то упала в обморок. Мы помогали разбинтовывать раненых. Когда я обрабатывала своего первого раненого , у него в ране кишили черви. Потом привыкла. Работы было много: днем делали перевязки, а ночью стирали, кипятили и гладили бинты. Их не хватало».
Медперсонал делал все возможное и невозможное, чтобы спасти жизни раненным...
Сколько их было этих самоотверженных врачей, медсестер, санитарок!!?
Жизнь в госпитале шла своим чередом. Изредка привозили кинофильмы, их демонстрировали на первом этаже в вестибюле. Ходячим больным выдавались халаты. В них и ходили вокруг госпиталя, по поселку. У жителей отношение к раненным фронтовикам было исключительно теплым.
От них они узнавали обо всем, что происходило в мире»...
Осенью 1941 года в Медногорске, как и в других городах и селах области, начался сбор средств в фонд строительства танковой колонны имени Чкалова. 30 октября прошел массовый воскресник. Заработанные средства- 31 тысяча от горняков Блявинского рудника были перечислены на танки « Металлург», «Химик», «Горняк».
В поселок Ракитянка прибыли тысячи эвакуированных советских граждан.
Был открыт детский дом, так как среди эвакуированных было много детей, родители которых погибли на фронте. Среди них были и переростки, которые 2-3 года не занимались, потому что находились в партизанских отрядах . Детдомовцы все учились очень старательно.
Достойно защищали Родину бывшие учащиеся и учителя школ :летчик Петр  ГУЛЬЧЕНКО, танкист Николай  ГУЛЬЧЕНКО, не раз горевший в своей боевой машине, летчик Василий  БОЙКО, связист  Анна ШАБЕЛЬНИК  и др.
И как бы ни долги и ни тяжелы были годы войны,  они все- таки прошли. Отгремели орудия, рассеялся дым пожарищ. Фронтовики возвращались домой. Учителя Василий Семенович БОДРОВ, Петр Семенович Ефимов, Иван Трофимович МАНТРОВ, Иван Григорьевич МОРОЗОВ, Михаил Григорьевич БУРДЫМ и другие, видевшие на фронтовых дорогах осиротевших детей, лишенных родительского крова, снова пришли в школы, чтобы вернуть радость в глаза ребят, вернуть им украденное счастье – в этом они видели свой долг в мирные дни.
 
Люди за годы войны пообносились, дети одевались плохо, зимой ходили в старых фуфайках со взрослого плеча, обувь тоже не по росту.
Школьных принадлежностей было мало, писали на клочках обоев, газетах, оберточной бумаге, но тяга к знаниям была у детей неимоверной. Большинству приходилось много работать и дома – родители подолгу были заняты на производстве.
В 1946 году заведующей школы №9 назначили М.А.Стрыгину.  Коллектив подобрался работоспособный, дружный.
У всех было желание работать хорошо, воспитывать настоящих  патриотов своей родины, дать им крепкие знания и практические умения. Постепенно стали появляться в школе новые учебники и тетради. Учебный процесс стал более совершенным. И все равно проблем хватало. В школе не было воды, носили ее ведрами. Особенно зимой было трудно подниматься с ведрами по обледенелой горе. На   родительском собрании обсудили вопрос о проведении водопровода от рудоуправления до школы. Стали ходатайствовать перед администрацией рудника о разрешении копать силами родителей траншею. Работа началась, но продвигалась медленно. Копали вручную, грунт в нашей гористой местности, понятное дело, поддавался не легко. Но многое здесь решило то, что родители  в основном по профессии были шахтерами. Шаг за шагом дело двигалось  к победному концу.
Наконец в августе 1947 года в школу пришла вода. Радовались дети, технички, учителя.

 

Активизировалась работа в пионерских отрядах и в дружине. В школе заиграл горн и забили барабаны. На переменах разучивали песни, игры, водили хороводы.
Надо отметить, что педколлективы школ №8 и 9 часто проводили совместные заседания методических объединений. Вместе проводили вечера отдыха, готовили художественную самодеятельность. Объединяла всех единая партийная организация. К январю 1949 года количество классов увеличилось до 11.
В 1948 году и школа №8 вновь приняла своих учеников, которым казалось, что просторнее, светлее их классов и коридоров нет на свете ничего. Впервые была установлена настоящая  новогодняя елка, вокруг которой  все с упоением водили хороводы, любовались на елочные игрушки. Дети впервые увидели серпантин.
К сожалению, мужчины в школе не задерживались. Или детвора без отцов разболталась или у них во время войны нервы расшатались. Однажды на уроке рисования Василий Васильевич Дрововозов посмотрел на детей печально и произнес : «Лучше я пойду камни таскать, чем вас учить..»

 

Вскоре открывается Дом культуры горняков, который освободили от военнопленных. В нем функционировали различные кружки.

 

В поселке Ракитянка, на улице Больничной, было общежитие ИТР. В нем находилась столовая №10. В начале пятидесятых годов о столовой пошла дурная слава: невкусно готовят, грязно и т.д. Общественность пришла к выводу, что все происходит по вине заведующей. Было принято решение заведующей назначить А.И.Князькову, которая до этого работала учителем начальных классов. В ней не ошиблись: за короткий срок в помещении был наведен порядок. Посетители, а это молодые шахтеры, инженерно – технические работники и члены их семей, были довольны.
В 1955 году Анну Ивановну выдвигают, как деловую и энергичную женщину, на пост председателя поселкового Совета, которым она руководила бессменно двенадцать лет. Одновременно ее назначают членом попечительского совета  при Медногорском детском доме. Вскоре избирают членом горкома КПСС и горисполкома.
Принципиальная, строгая, она следила за порядком в поселке. Работу вела в тесном сотрудничестве с комитетом ВЛКСМ, парткомом и администрацией рудника. За время, когда Князькова А.И. работала председателем, был озеленен поселок, оборудован стадион.

 

На противоположном берегу речки разбили парк с аллеями из цветов и молодых деревьев, в центре – фонтанчик, вокруг которого стояли скамейки. В парке построена небольшая теплица. На приусадебных участках жители поселка впервые стали сажать фруктовые деревья. Были построены магазины №34 и «Коопторг», новое отдельное здание столовой №10, переоборудована столовая №6.стадионе проходили пионерские сборы, различные праздники. Зимой заливался каток, работал прокат коньков и лыж.
Анну Ивановну несколько лет подряд избирают председателем родительского комитета школы №8, где учились ее две дочери. Большую работу проводит она и как руководитель поселка, и как руководитель родительского комитета по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Под ее руководством активисты – родители брали шефство над неблагополучными семьями, над подростками, склонными к правонарушениям, проводили рейды.
Дважды Анну Ивановну посылали делегатом на областной съезд по семейному и общественному воспитанию; на первом съезде получила почетную грамоту, которую вручила ей жена В.Чкалова.
В такой кропотливой беспокойной обстановке быстро сдает сердце, и Анна Ивановна перешла работать в библиотеку, а когда переехала в город, до пенсии работала в городском музее.
Это были волны радости в которых после горечи военных утрат купались  жители поселка Ракитянки. Годы полные надежды и веры в  лучшее будущее…
...Но настали роковые 90-е…Закрываются магазины, столовые, Дом культуры и т.д. Полностью разрушен стадион.
В школе №9 (ранее №8) теперь расположен интернат для детей с ограниченными возможностями, который переполнен на сегодняшний день….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Панова, В.П. Война оставила седую грусть: Невыдуманные истории.- Кувандык, 2010.- 100 с.
2. Материалы музея  школы №8.
3. А мы из п. Ракитянка [Электронный ресурс]: сообщество жителей п. Ракитянка .- URL: http://www.odnoklassniki.ru/group/51602331074799



Просмотреть увеличенную карту

  © Столярчук Галина Николаевна
 

Библиотеки являются общедоступными информационно-культурными и просветительскими центрами Медногорска.

Они формируют информационную среду города, предоставляют горожанам нужную информацию и литературу, организуют интеллектуальное общение и культурный досуг. Подробнее

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Медногорска»