Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 13 апреля 2023 года №01-08-124 «Немецкий железнодорожный мост-виадук» был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 июня 2023 года №148109-р памятник истории и культуры был зарегистрирован в Реестре.
Одной из достопримечательностей окрестностей Медногорска и самым популярным туристическим объектом города является железнодорожный виадук над рекой Блявой. Несмотря на то, что мост в основном строили не пленные этнические немцы (из Германии и Австрии), а подданные многонациональной Австро-Венгерской Империи - венгры, чехи, словаки, представители южных славянских народов, за сооружением прочно закрепилось наименование «Немецкий мост». Он возведён в первой половине XX века (в период 1910- 1920-х годов). Сегодня по нему идут составы только из Орска в Медногорск, а в обратную сторону путь проложен по новому мосту, построенному в 1960-1970 годах.
Железнодорожный виадук «Немецкий мост» состоит из 5 каменных сводчатых арочных пролетов и 4 опор, общая длина составляет около 55 метров, высота в максимально высокой части моста составляет 23,7 м, ширина - 4,0 м. Характерная форма арок моста свидетельствует о применении известкового раствора. Общее архитектурно-планировочное, объемно-пространственное и декоративное решение виадука указывает на высокий уровень мастерства его строителей.
Местоположение моста: Оренбургская область, Южно-Уральская железная дорога, железнодорожная ветка Оренбург-Орск, перегон Мед ногорск-Сара, мост через реку Блява (координаты - широта 51.402 С, долгота 57.669 В).
Из истории
12 декабря 1912 года инженерным составом Министерства путей сообщения были утверждены проект и смета на сооружение железнодорожной линии Оренбург-Орск, вскоре Правление по сооружению новых линий приступило к ее строительству. Первые метры железнодорожного полотна были проложены 1 июля 1913 года.
Строительство железной дороги проходило в трудных условиях, так как большая часть трассы прокладывалась в твердых и скалистых грунтах, пролегала в полосе Южного Урала и прорезала один из отрогов Уральского хребта, а орудиями производства того времени были чугунный домкрат, лопата, кирка, кувалда и ручная тачка. Ввод новой дороги в эксплуатацию намечался на 1 декабря 1916 года. Но эти планы не осуществились. В 1914 году, накануне Первой мировой войны, трасса дошла только до станции Сара.
Самыми трудными участками строительства стали возведение туннеля перед будущей станцией Медногорск и моста над рекой Блявой.
Мост через Бляву начали строить в 1914 году. Спроектирован главным инженером А.Ледером, начальником технического отдела инженером А.Крюковым, инженером Г.Дмитриевым.
Осенью 1914 г. в долине Блявы огородили колючей проволокой огромную площадь. На углах поставили сторожевые вышки. Вскоре на разъезд Жёлтый привезли эшелон военнопленных немцев, австрийцев, чехов, мадьяр (венгров). После их присылали этапным порядком во временный лагерь неподалёку от будущей станции Блява. Военнопленные подготавливали гранитные блоки на Блявинском карьере, затем их погружали на повозки и отвозили к тому месту, где планировалось возводить мост. Строительство велось практически вручную, без средств механизации.
1. Качанова, О. Три великана / О.Качанова // Медногорский рабочий. - 2020. – 19 ноября (№ 46). - С.6.
4. Оренбургская область. Приказы. О включении выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об утверждении предмета охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия № 01-08-124: [издан инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области 13апреля 2023 года]. - URL: https://pravo.orb.ru/main/show/13901.- 13.04.2023.