«Браво!» — это восклицание наполнило актовый зал Дома Советов. Впервые стены его услышали такую музыку, впервые мы встретились с таким большим музыкантом. У нас в гостях был известный советский исполнитель, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московского Государственного института имени Гнесиных аккордеонист Юрий Дранга.
Вырос музыкант в не большом городке Средней Азии. Там впервые познакомился с аккордеоном, потому что единственный учитель музыки был аккордеонистом. В 12 лет поступил в специальную музыкальную школу в Ташкенте, затем окончил музыкальное училище.
И здесь для юноши началась полоса неудач. По разным причинам он долго не мог продолжать обучение. Не было педагогов-аккордеонистов в то время, да и относились скептически к этому народному инструменту. Наверное, эти трудности и заставили музыканта бороться до конца за себя, за музыку своей души и сердца. Он заканчивает институт и аспирантуру, становится лауреатом международного конкурса, получает признание во всем мире.
Юрий Дранга много гастролирует по стране и за рубежом. И у нас в городе мы слушали этого прекрасного музыканта и артиста, пропагандиста народной музыки, своего инструмента.
С первыми аккордами мы перенеслись в иную эпоху, неведомый нам прекрасный мир. Заучила «Чакона» И.С. Баха. Казалось, что не аккордеон исполняет произведение, а орган — со всей его мощью и множеством оттенков. Эта величественная музыка, созданная гением музыкального искусства, заставила в торжественной и упоенной тишине слушать с молчаливым восторгом.
С той же монументальной строгостью и величием были исполнены две части из «Пасторали» И.С. Баха.
И вот мы уже перенеслись на одно столетие ближе. Зазвучали легкие, ажурные мелодии итальянского композитора Д. Скарлатти. Его две сонаты, словно живописные картинки, отобразили изящность, непринужденность и беззаботность светской жизни того времени.
Шел не просто концерт. То был спектакль, наполненный различными по содержанию к стилю сценами. Когда прозвучало произведение композитора Ф. Шуберта «Пчелка», зал взорвался аплодисментами. Вдохновенно, на одном, дыхании исполненная миниатюра очаровала всех.
Во второй половине концерта зрители услышали пьесы советских композиторов. С любовью и нежностью музыкант исполнил «Детскую сюиту» В. Золотарева, написанную специально для малышей. Наши ученики увидели и услышали сказочных героев, скоморохов, диковинную шарманку, шествие солдатиков. Никто не остался равнодушным к этим мелодичным и оригинальным миниатюрам. Зал бурно откликнулся на вдохновенное исполнение.
Но не только жизнерадостная и веселая музыка звучала в этот вечер. Следующее произведение было наполнено волнением, скорбью и светлой памятью. Памятью о тяжелых и трудных для нашей Родины днях, об испытаниях и лишениях, выпавших на долю нашего народа. О том времени, о войне рассказал музыкант в фантазии на тему песни «В землянке» композитора Наймушина.
И снова грусть сменилась радостными и резкими аккордами. Звучали с присущими им темпераментом и дерзостью «Молдавские напевы».
А во время следующего номера на плазах у некоторых женщин появились слезы. Плыла медленная, спокойная мелодия — вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина». И понятно, почему взгрустнули женщины от этой исконно русской задушевной песни.
В конце программы музыкант исполнил написанную им пьесу «Озорная плясовая». В задорной пляске он показал, как мастерски можно играть на аккордеоне, используя различные приемы игры. Поистине, возможности инструмента безграничны. В этом еще раз убеждаешься, слушая таких талантливых, самобытных исполнителей.
На вопрос из зала: «Пишете ли вы сами музыку?» Юрий Петрович ответил скромно: «Пишу, но не считаю ее совершенной. Больше для души». И тут же исполнил свою фантазию на тему песни Милютина «Чайка». Это было удивительное произведение. На сцене будто и не один музыкант, а целый оркестр. Мы явно слышим и гудки пароходов, и плеск волн, ощущаем легкий полет чайки, шум ее крыльев над водой и за всеми этими звуками улавливаем удивительно нежную и светлую мелодию знакомой песни о любви и верности. Эту фантазию Юрий Петрович написал после встречи с моряками дальневосточниками, после концертов в Находке и Владивостоке. Произведение записано на радио.
Фирма «Мелодия» выпустила четыре диска аккордеониста Юрия Петровиче Дранги, готовится пятый.
После концерта казалось, что в зале остались отголоски органа и клавесина, свирели и шарманки, скрипки и флейты. Слоено побывал здесь оркестр. Так богат аккордеон оттенками и красками.
Хочется сказать огромное спасибо музыканту, человеку, исполнителю, мастеру своего дела за этот великолепный вечер, который он подарил нам.
Этот концерт был не единственным. Юрий Дранга выступил перед рабочими завода «Уралзлектромотор» в их обеденный перерыв.
Порой организация концертов наталкивается на непонимание и безразличие ответственных работников, которые по долгу своей службы должны отвечать за культурно-просветительную работу. Но концерт состоялся. Это очень полезное дело, и хотелось бы побольше таких концертов и встреч Они доставляют истинное наслаждение.