Татьяна Моженок-Нинэн
«Пока на белом свете есть Гасконь»
В гасконском городке Кондом стоит памятник мушкетерам работы Зураба Церетели, который был открыт з 2010 году. Лица напоминают героев любимого всеми фильма Г. Юнгвальд-Хилькевича.
В Оше, столице Гаскони, д'Артаньян встретит вас повсюду - и при въезде в город, и на монументальной лестнице, 374 ступени которой соединяют нижний и верхний город. Вот он, любимый литературный герой - в широкополой шляпе, свободном плаще, в высоких ботфортах и с неизменной шпагой, гордо взирающий вдаль. Разумеется, ни эту статую, ни лестницу настоящий д'Артаньян, капитан королевских мушкетеров Шарль де Батц де Кастельмор (16137-1673), д'Артаньян, никогда не видел, как, впрочем, и Александр Дюма.
Георгий Кричевский
«Великий Лжец»
...На экране - забитый машинами тоннель. Безучастные лица за стеклами окон взирают на отчаянные попытки героя Марчелло Мастрояни выбраться из заполняющегося дымом салона. Наконец ему удается опустить стекло и вылезти на крышу. Нелепый городской человек в очках, длиннополом черном пальто и огромной шляпе какой-то момент балансирует, раскинув руки, а затем отрывается от крыши автомобиля и летит, прочь из ада автомобильной пробки в тоннеле к облакам, все выше, выше в серое безрадостное небо. И вдруг видит, что схвачен петлей веревки за лодыжку, а веревка тянется к земле, и держит ее маленький человечек, который неожиданно дергает, и герой фильма, задыхаясь, кувырком летит вниз. В последнюю секунду перед падением он узнает в тянущем его обратно к земле... самого себя. И - просыпается в номере элитарного санатория. Так начинается едва ли не самый знаменитый и во многом автобиографичный фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной», посвя-нный мучительным поискам режиссера дороги к правде в киноискусстве… Он начинал радиожурналистом с незатейливых юмористических скетчей и миниатюр, никогда не учился в киноинституте, а пришел к созданию на экране абсолютно своего поэтичного мира, будто увиденного автором и нами впервые, незамутненным, пусть даже порой несколько наивным взглядом ребенка и одновременно взглядом пророка. И, как всякая настоящая поэзия, фильмы Феллини не стареют, оставаясь созвучными нашей противоречивой эпохе.
Евгения Гордиенко
Жизненная сила Ивана Поддубного
Когда говорят об Иване Поддубном, перед глазами неизбежно встает стереотипный и в чем-то даже карикатурный образ русского борца: громадная фигура, роскошные усы, непременное полосатое трико... Этот вид широко растиражирован - и имеет весьма отдаленное отношение к реальному человеку Ивану Поддубному, который прожил очень долгую и очень разную жизнь. Иван Максимович Поддубный родился в 1871 году на Полтавщине, в казацком роду. В семье ходила легенда, что один из предков будущего борца участвовал в Полтавской битве и захватил шведский стяг, за что был лично награжден Петром Первым. Если легенда правдива, то силачи появились в роду задолго до Ивана. Сам он всю жизнь был убежден, что на свете есть только один человек сильнее него - его отец. И никакие проигрыши в боях (а они случались) не могли убедить его в обратном.