• Пн - Пт с 9.00 - 18.00

Природные памятники

Уникальные природные места

На прилегающей к Медногорску территории находятся уникальные природные места: гора Шапка Мономаха, гора Тырмантау, озеро Меклеколь, Блявтамакский вулкан.

1. Гора Шапка Мономаха

Геологический памятник природы, расположенный в 3,5 км к северо-западу от села Кидрясово. Представляет собой плосковерхий известняковый холм, имеющий около 150 метров в поперечнике. По своему происхождению – это рифовый массив, образовавшийся в море кембрийского периода более 500 миллионов лет назад. В известняках сохранилась фауна этого периода, представленная «морскими кубками».

Гора Шапка Мономаха открыта в 1931 году учеными Н.К. Разумовским, А.В. Хабаковым, И.В. Воиновой. Название гора получила как символ господства - на фоне окружающего пейзажа она выделяется белым цветом, который придает ей карбонат кальция (мел).

Гора Шапка Мономаха – одно из уникальнейших мест нашей области. Скопления ископаемой фауны имеют огромное научное значение, на основе их изучения восстанавливается история формирования поверхности нашей планеты.

2. Гора Тырмантау

Геологический памятник природы, находиться в 0,5 км к югу от села Кидрясово (разделены только автомобильной дорогой). Занимает площадь - 20 га.

В прошлом на горе велась добыча песчаника для изготовления мельничных жерновов, отсюда возникло и название от башкирского «тирмен» – мельница и «тау» - гора. Для ученых ценнее то, что на горе Тырман-Тау в естественных выходах и в старых горных разработках (канавах, ямах, небольших карьерчиках) обнажается геологический разрез – своеобразное окно в прошлое. Здесь можно увидеть породы, образовавшиеся более 400 миллионов лет назад. Фауна ордовикского периода - брахиоподы и трилобиты - впервые на Южном Урале была обнаружена именно на горе Тырман-Тау.

На горе произрастают: горноколосник колючий, очиток гибридный, тимьян мугоджарский, гвоздика иглолистная.

3. Озеро Меклеколь

Геолого-гидрологический памятник природы, расположенный в 2,4 км к юго-востоку от села Кидрясово. Площадь озера около 1 га.

Чаша озера Меклеколь возвышается над долинами близлежащих ручьев. Летом озеро зарастает камышом. Эта особенность отражена в его названии, которое образовано от башкирских слов «мукле» - мшистый, моховой и «куль» - озеро, получается «моховое озеро» (или «мшистое озеро»).

Озеро Меклеколь – единственный в Кувандыкском районе водораздельно-межгорный водоем. Возникло оно в месте карстового провала. Более 400 миллионов лет назад вода сама создала котловину озера -  замкнутую впадину диаметром около 60 метров.

4. Блявтамакский вулкан

Геолого-геоморфологический памятник природы, находиться в 1 км к северу от поселка Блявтамак. Занимает площадь более 400 га. Сведения о Блявтамакском вулкане можно найти во многих путеводителях. Официальные исследования объекта были проведены в 1993 году оренбургскими геологами Г.Д. Мусихиным и А.Г. Смирновым. Исследователи пришли к выводу, что под поймой реки Кураган, находится жерло древнего вулкана, который извергался 350-405 миллионов лет назад. Со временем жерло вулкана разрушилось и до нас дошли лишь его части – останцы, которые мы принимаем за отдельные горы. Одним из останцов является гора Баулус, на вершине которой выложена надпись «Да здравствует Родина!» на башкирском языке.

Горы, рожденные деятельностью вулкана, имеют разный цвет и структуру. Одни из них светло-желтые, другие коричневые. Некоторые напоминают монолитные стены, другие, как будто состоят из зерен. Поэтому трудно поверить, что когда-то они составляли единое целое.

Блявтамакский вулкан был настолько активным, что лава вырывалась не только из основного жерла, но проложила себе новый путь – боковое жерло. Так образовалась скала Кандыкташ (в переводе с башкирского «сундук-гора»), названная так за прямоугольные контуры камней на вершине.

На территории муниципального образования город Медногорск также расположены природные объекты, утратившие статус памятников природы:  Разрез Блявинского колчеданного месторождения, Опорный разрез «Блявинская железнодорожная выемка», Рысаевский карьер.

5. Разрез Блявинского колчеданного месторождения

Геолого-горнотехнический памятник природы, расположенный в 2 км к юго-востоку от поселка Ракитянка. Площадь - 45,0 га.

Блявинский карьер самый старый в Оренбуржье. В нем велась добыча колчеданной руды разными способами: сначала прокладывались штольни, потом велась открытая добыча, позже с помощью микроорганизмов (методом бактериального выщелачивания). Особенностью Блявинского месторождения является относительно высокое содержание меди в породе.

Сегодня карьер является уникальным и трагическим по экологическим последствиям полигоном, который в полной мере испытал все негативные последствия разработки колчеданной руды. Как постоянное напоминание о былых горных работах остался карьер, на дне которого стоит озеро ядовитой воды грязно-бурого цвета. Это озеро подпитывается грунтовыми водами. Из озера организован постоянный сток через штольню сначала в пруды-отстойники, затем в речку Ракитянку – приток Блявы. Осадок прудов является техногенной коллекцией рудных минералов – сульфатов и оксидов железа и других металлов.

Разноцветные склоны карьера хранят уникальную геологическую информацию о строении нашей планеты. Разрез Блявинского месторождения – это памятник истории геологических исследований и памятник исследователям.

6. Опорный разрез «Блявинская железнодорожная выемка»

Геолого-горнотехнический памятник природы. Площадь - 45,0 га. Находиться вдоль участка железнодорожной дороги от бывшей деревни Алчинбаево до станции Блява. Общая протяженность более 6 км.

Разрез возник при прокладке железнодорожной ветки Орск-Оренбург. Здесь вскрыт уникальный по полноте и доступности разрез вулканических пород утягуловской свиты девона, представленный чередованием потоков лав с толщами вулканических туфов различного состава. Когда-то строителям стоило огромных усилий проложить полотно в этих твердых породах. Приходилось даже взрывать,  буквально прорубать в горах коридор. Эти скалы могут многое рассказать о формировании наших гор. Например, по строению и составу было выявлено, что сформировались они вследствие вулканической деятельности.

Последние исследования показывают, что извержения лавы происходили в подводных условиях, на морском дне.

На основе изучения разреза отечественные геологи А.Н. Заварницкий, В.М. Крейгер, Н.К. Разумовский выработали концепцию образования вулканических пород и колчеданных месторождений. Исследователи доказали связь между формированием пород Блявинской железнодорожной выемки и Блявинского колчеданного месторождения.

7. Рысаевский карьер

Геолого-горнотехнический памятник, расположенный в 2 км к северо-западу от села Рысаево. Площадь – 0,25 га.

Протяженность карьера около 1 км. В нем добывали камень для строительства. Величина оставшихся здесь валунов впечатляет – они выше человеческого роста, и даже те, что поменьше поднять может только специальная техника. Эти разбросанные камни песочно-желтого, коричневого цвета свидетельствует о кипевшей здесь работе. Непокорные пласты кремния люди взрывали.

Исследованием Рысаевского карьера в 1990-х годах занимался В.Т. Тищенко. Им установлено, что породы, добывавшиеся в карьере, имеют средне-позднедевонский возраст, то есть сформировались приблизительно 400 миллионов лет до нашей эры.

Карьер может много рассказать ученым о процессах, происходивших в земной коре. Насколько мощными были эти процессы можно судить уже по тому, что сам карьер находится на вершине горы, с которой прекрасно просматриваются окрестные населенные пункты.

Использованы материалы изданий:
1. Кувандыкский район и город Медногорск: Краеведческий атлас / А.А. Чибилев, В.М. Павлейчик, А.А. Соколов. – Оренбург: Оренбургское отделение Русского Географического общества, 2007. – С.12-14, 17.
2. Чибилев, А.А. Зеленая книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия / А.А. Чибилев, Г.Д. Мусихин, В.М. Павлейчик. – Оренбург: Димур, 1996. – С.201-205.
3. Чибилев, А.А. Природное наследие Оренбургской области / А.А. Чибилев. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. – С. 247-250.

Автор статьи и фотографий методист центральной городской библиотеки О. Ефимова

При использовании материалов этой страницы ССЫЛКА на официальный сайт МБУК "ЦБС г. Медногорска" ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Материал изменен: 06.05.2021 г

Библиотеки являются общедоступными информационно-культурными и просветительскими центрами Медногорска.

Они формируют информационную среду города, предоставляют горожанам нужную информацию и литературу, организуют интеллектуальное общение и культурный досуг. Подробнее