СКАЗКА ПРО ИВАНА-ЦАРЕВИЧА И ФЕДОРА НЯНЬКИНА

СКАЗКА ПРО ИВАНА-ЦАРЕВИЧА И ФЕДОРА НЯНЬКИНА

В некотором царстве, в некотором государстве, не в том, в котором мы живем, немножко подальше жил-был царь с царицей. У них была дочь, красавица собой, так что красоту ее ни в сказке сказать, ни пером описать. Все заглядывались на нее. Царь, чтобы кто- нибудь не уворовал ее, посадил в башню, дал ей няньку и слуг, строго приказал им служить - исполнять малейшие требования, только одного не исполнять: не отпускать никуда из башни. Наскучило красотке сидеть в терему. Захотелось погулять. Она послала к отцу слуг, чтобы они просили его отпустить ее в сад погулять. Царь отпустил.

Царевна с нянькой пошла гулять в сад. Во время гулянья они нашли яйцо. Пришли и сказали отцу, что мы нашли прехорошенькое яичко. Царь сказал: «Ну вы нашли, вы и храните». Но яйцо скоро стало портиться. Они рассказали отцу. Царь сказал: «Сами нашли, находка пополам, разделите и съешьте» Они так и сделали: разделили и съели. Чрез несколько времени они почувствовали что-то неловкое... Стало что-то шевелиться — не рак, не рыба, а что-то вроде человека... Они сказали царю. Царь поохал, поохал, да делать было нечего. Чрез несколько времени царевна с нянькой родили по сынку. А так как отцов у них не было, то и прозвали у царевны Иван-царевич, а у няньки Федор нянькин.

Они росли не по дням, а по часам и по минуточкам. Через три дня они уже были большими богатырями. Пришли к деду проситься покататься. Царь посмотрел на них и сказал: «Вы еще молоды»,— «Ничего, дедушка, позволь нам покататься по городу».—«Ну идите на конюшню и берите по коню». Пришли на конюшню, какому руку на спину ни положат — перегнется, другому—переломится; наконец нашли себе по коню, сели и поехали. Едут городом, все на них смотрят, они были красавцы и оба как один — не различишь. Едут кататься и не заметили, как уж проехали город и очутились на большой дороге; погоняют лошадей и видят: дорога расходится в две стороны, на росстанях столб, на столбе чаша и надпись: «Вправо ехать голову сломишь, а влево ехать — попить, погулять, повеселиться». Иван-царевич и говорит: «Я поеду вправо».— «Я влево», — сказал Федор нянькин. «Так вот что, сказал Иван-царевич,— давай поменяемся кольцами, и смотри, если у тебя на руке почернеет кольцо, то я не жив, и если кто из нас первый выедет на росстань и посмотрит на столб в чашу, если окажется чаша полная крови, то кто-нибудь из нас умер».

Распростились и разъехались. Федор нянькин поехал попить, погулять, повеселиться, а Иван-царевич голову сломить. Едет, едет, видит море, у моря стоит лачужка, у лачужки преогромный камень, через море перекинут мост. Иван-царевич переехал мост и остановился у одной старушки отдохнуть. У старушки была корова бурая, доила прытко, молоко жидко. Иван-царевич разделся и на печку убрался, да и разговорился со старушкой: «Что ты, бабушка, хнычешь-то?» — «Ой, как, голубчик, не плакать-то. Вот, дитятко, у нас в царстве какая беда-то стряслась». — «А какая?» — спрашивает ее Иван-царевич. «В каждую ночь водят в лачужку за море на съедень морскому чудовищу по девице, всех в царстве переводили, только три остались: боярская, княжеская да царская, а тут примутся и за нас. У царя вон и вывеска есть: „Кто спасет мою дочь от смерти, тому отдам в замужество и мою дочь и полцарства“».— «Ладно, бабушка, не тужи. Я сосну, авось утро вечера мудренее.Только разбуди меня к вечеру».

Вечером старуха разбудила Ивана-царевича. Иван-царевич пошел и наказывает старушке: «Смотри ты сегодня, бабушка, не спи, если мой конь забьется, то выпусти его, а не то он всю избушку твою разломает». Иван-царевич перешел мост и стал за лачужкой. Вечером привели в белом платье боярскую дочь. Кто поет, кто играет, кто ревет. Привели и пустили в лачужку. Вдруг о полуночь выезжает морское чудовище о трех головах и говорит: «Что ты, конь, хрептяной мешок, спотыкаешься: или себе невзгоду чуешь, или меня убьют. А, да Иван-царевич здесь. Иван-царевич, дуй поле». Иван-царевич как дунет поле, так у идолища три головы и слетело. Иван-царевич головы склал под камень, а туловище спинал в море. И сам пошел к бабушке.

На другой вечер очередь была за княжеской дочерью. Привели ее на съеденье. Иван-царевич накрепко наказал старушке, чтобы она не спала, отправился на свое место. В полночь выехало чудовище о шести головах и говорит. «Что ты, конь, хрептяной мешок, спотыкаешься: или на себя невзгоду чуешь, или меня убьют». В это время Иван-царевич выглянул из-за лачужки. «А да здесь Иван-царевич. Ты еще млад, на одну ладонь посажу, другой прищелкну, так нигде пыли не увидеть а впрочем, дуй поле». Иван-царевич не дул, не дул, да как дунет, так три головы у чудовища и прочь. Иван-царевич не оробел, да еще замахнись и последние три снес. Туловище изрубил и в море спинал, а головы склал под камень. Потом сам возвратился к бабушке, поел, попил и отдохнул, а вечером опять отправился на старое место, наказал старушке, чтобы она не спала, а выпустила бы коня, если он забьется в конюшне.

Бабушка не спала, не спала, да и заснула. А Иван-царевич стоял до полуночи за лачужкой. Вдруг выезжает чудовище о двенадцати головах и кричит: «Что ты, конь, хрептяной мешок, спотыкаешься? Или на себя невзгоду чуешь, или меня убьют. А, тут Иван-царевич. Дуй поле». Иван-царевич не дул поля. Чудовище выхватило из-за пояса плеть, да как размахнется так плеть обовьется кругом Ивана-царевича, как нитка кругом пальца. Иван-царевич высоко, высоко вылетел кверху и шибко долго не валился на землю. Чудовище и говорит себе: «Видно, еще млад, на одну ладонь посажу, другой прищелкну, так нигде пыли не увидишь». Вдруг Иван-царевич упал на землю. А старушка в это время спит себе, конь рвется из конюшни, чует, что дело неладно. Взял снял с левой ноги сапог и кинул в домик старушки, как кинул, так верх и слетел прочь. Снял сапог с правой ноги и бац, домик раскатился. Конь вырвался и прибежал к Ивану-царевичу. Он скочил на коня и задул поле. Как размахнется, так и сносит по три головы зараз. Обрядился с чудовищем, а сам зашел к царевне в хату, взял именной платок у нее, поплелся усталой к бабушкиной избушке. Бабушка сидит на печи и плачет: «Вот какой-то злодей разворотил избушку». Иван-царевич и говорит: «Не тужи, бабушка, я сейчас складу тебе избушку, как была, только дай мне немного поесть». Бабушка принесла ему молока и хлеба. Он поел и принялся за работу: избушка в три минуты была готова.

Тем временем к царю заявлялись бродяги и говорили, что они спасли царскую дочь. Но никому царь не поверил. Наконец явился к нему Иван-царевич и показал ему платок его дочери. Царь поверил ему, и на другой же день была устроена свадьба. Иван-царевич получил полуцарство и женился на царской дочери. После пиру молодых отвели на подклеть, и не успели они заснуть, как едет баба-яга Костяная Нога, в ступе, помелом следы заметает и говорит: «Фу, фу, русским духом пахнет, съем, погублю, кости высосу». Иван-царевич и спрашивает у супружницы, что это такое. «А это, сказала царевна,— у нас в каждой день ездит баба-яга, по быку и по корове съедает». Иван-царевич соскочил с постели, взял свое оружие и погнался на коне за бабой-ягой. Ехал, ехал Иван-царевич за бабой-ягой, на конец света приехал. Баба-яга через двенадцать дубов сорокой перескакала, наконец взмолилась: «Иван-царевич, друг любезный, не губи меня, я твоему коню глаза вплету, он еще будет храбрее и быстрее». Иван-царевич поверил: «Ну вплети».

Она вплела, и конь пропал, баба-яга улетела, а Ивану-царевичу пришлось пешком домой идти. «Погоди, попадешься ты мне»,— говорил Иван-царевич. На другой день баба-яга опять приехала ко дворцу и во весь рот кричала: «Фу, фу, русским духом пахнет, съем, погублю, кости высосу». Иван-царевич схватил меч и погнался за бабой-ягой. На край света прилетела баба-яга и взмолилась: «Иван-царевич, друг любезный, не губи меня, я тебя не обману, желаешь - так я тебе глаз вплету, и ты будешь сильнее и храбрее». Иван- царевич согласился. Баба-яга как вплела глаз, Иван-царевич и умер.

В это время по большой дороге ехал Федор нянькин, доезжает до того места, где он прощался с Иваном-царевичем. Он вздумал уговор. Посмотрел, а у него на руке кольцо почернело, подъехал к столбу, посмотрел, чаша полная крови. Раздумался Федор нянькин, повесил буйную голову, видно, не жив мой брат. Поеду я его разыскивать.

Здумано — сделано. Федор нянькин отправился путем-дорогой. И попал как раз в то царство, где жил его брат. Идет прямо в царский дворец. Его приняли за Ивана-царевича, их трудно было различить. Федора нянькина поят и кормят на славу и спать уложили с женой Ивана-царевича. Вдруг в полночь едет баба-яга, помелом следы заметает и покрикивает: «Фу, фу, русским духом пахнет, съем, погублю, кости высосу». Федор нянькин и спрашивает: «Это что такое?» Царевна и говорит: «Будто не знаешь, по двои сутки гонялся за бабой-ягой». Пригнал на конец света. Некуда дежиться бабе-яге. Она взмолилась Федору нянькину: «Федор нянькин, не губи ты меня, я тебе брата с конем воскрешу».— «Ладно, сейчас чтобы было сделано».

Баба-яга слетала и принесла живой и мертвой воды. Спрыснула мертвой водой Ивана-царевича и коня, кости срослись; спрыснула живой, они соскочили. «Ох, как долго бы еще спал,— сказал Федор нянькин,—если бы не я».

Дорогой Федор нянькин рассказывал, как он был в одном царстве и спал с царевной. «А, да ты с моей женой спал,— сказал Иван-царевич.— Ой, так нельзя, хоть ты брат мне, но я не прощу тебе до тех пор, покамест ты не исполнишь моей просьбы».— «А какая просьба?»— «Съездить за тридевять земель, за тридевять морей, в тридевятое царство к царевне за яйцом».

Федор нянькин, не долго думая, простился с братом, а сам отправился исполнять просьбу брата. Едет низко, близко, высоко, далеко, видит и избушка на курьих ножках. «Стой, изба, не бегай, оборотись ко мне передом, к лесу задом». Избушка повиновалась. Федор нянькин отворяет двери и видит: сидит баба-яга на печи с одним зубом напереди: «Фу, фу, русским духом пахнет, съем, погублю, кости высосу».— «Нет, не ешь, не губи напой, накорми, да мой путь расспроси». Баба-яга стала его спрашивать, куда он путь держит, а Федор нянькин отвечает: далеко ему, за тридевять земель за тридевять морей, в тридевятое царство к царевне за яйцом. «Далеко, молодец, не знаю, трудно достать это яйцо, но, впрочем, я дам тебе своего коня и записку к средней сестре, так, когда она прискочит к тебе, злая-презлая, пожалуй, тебя съест, ты приложь ее ко лбу».

Едет наш Федор нянькин близко, высоко, низко, далеко. «Стой, изба, не бегай, воротись ко мне передом, к лесу задом». Входит в избушку и видит: сидит баба-яга, вяжет помело. «Фу, фу, русским духом пахнет, съем погублю, кости высосу».—«Нет, не ешь, не губи, а напой накорми, да мой путь расспроси». Баба-яга только его хотела съесть, как он приложил записку ко лбу «А, да ты у моей сестры был».—«Да, был она к тебе послала меня».—«Куда ты путь держишь?»— «Далеко, бабушка за тридевять земель, за тридевять морей, ко царевне за яйцом», - «Трудно достать тебе это яйцо. Ну, да впрочем, я дам тебе своего коня и записку, у меня есть старшая сестра, злющая, так ты приложь записку ко лбу, когда она прискочит тебя съесть». Федор нянькин сел и поскакал.

Едет и видит: избушка на курьих ножках. Входит, а там баба-яга. «Фу, фу, русским духом пахнет, съем, погублю кости высосу». — «Нет, не ешь, не губи, а мой путь расспроси». Только хотела баба-яга его съесть, как он приложил ко лбу записку. «А, да ты у моей сестры был. Куда ты путь держишь?» — «Еду за тридевять морей за тридевять земель, в тридевятое царство ко царевне за яичком» - «Трудно, трудно, голубчик достать это яйцо. Царство это обнесено высокой стеной, а стена эта увешана вся струнами, а на струнах колокола, так что если одной струны заденешь, так все царство и подымется но, впрочем, я дам тебе своего коня. Он выберет время после обеда, после обеда все царство отдыхает, и перескочит через стену. А ты, когда возьмешь яйцо, не забудь, как пойдешь от царевны, обмочить твой колпак в колодце налево, а иначе тебя схватят.

Федор нянькин отправился. Конь улучил удобную минуту, перескочил через стену. Федор нянькин заходит в царский дворец. Видит: спит царевна на пуховых перинах перед ней прекрасное баское яйцо. Он прикарманил яйцо и пошел. Пошел и говорит: «Федор нянькин в царстве был? Был. Яичко взял? Взял. Еще царевну не поцеловал, воротиться поцеловать». Воротился поцеловал. Пошел и говорит: «Федор нянькин в царстве был? Был. Яичко взял? Взял. Царевну поцеловал? Поцеловал.<...>» Пошел, да и позабыл обмочить колпак в колодчике. Сел на коня да как пришпорит, конь скочил через стену, да задней ногой и задел одной струны. Все царство и поднялось.

Царевна пробудилась и говорит: «Какой-то невежа был, квас пил, а квасницы не закрыл». Собрались догонять Федора нянькина на корабле. Села на корабль и царевна, а тем временем Федор нянькин ускакал к бабе-яге, переменил коня, а баба-яга велела сопнуть ее избушку. Когда на корабле подплывала к избушке, Федор нянькин ускакал к другой бабе-яге. А у которой бабы-яги Федор нянькин сломал избушку, стояла на берегу и вопила благим матом корабельщикам, чтобы помогли ей построить избу. Какой-то негодяй был и избушку сломал. Пока воружались корабельщики с избой, Федор нянькин успел переменить коня и у третьей бабы-яги и ускакал домой.

Через год корабль пристал к пристани. У царевны уже был сын. Рос он не по дням, а по часам: царевна призывала к себе Федора нянькина на корабль, но он вместо себя послал пьянчуг. Мальчик видит, что пришел пьяный, спрашивал у матери: «Мама, этого угостить?» — «Да». Тогда он достаточно угостил пьяного ремнем по спине, отпускал домой. Наконец пришел Федор нянькин. «Мама, этого угостить?» — «Нет, этого я сама угощу». Они поцеловались. Федор нянькин взял царевну с сыном с корабля и повел их в свой дворец. Сыграли свадьбу. Задали пир на весь мир, И теперь живут да поживают да хлеба поедают.