Источник: Вижевская, А. Воспитывает музыка : [эстетическое воспитание] / А. Вижевская.

Воспитывает музыка

  Привить настоящую любовь к искусству в раннем возрасте гораздо легче, чем в зрелом. И поэтому эстетическое воспитание нужно начинать прямо с детского сада. Значение искусства не исчерпывается только тем, что оно украшает нашу жизнь. Искусство обогащает духовный мир человека, оно – великий помощник людей во всех их делах, вдохновитель в труде и борьбе. Именно поэтому искусству, в частности, музыке придается большое значение во всей системе коммунистического воспитания детей.
  Как же решается эта задача? У нас в городе есть музыкальная школа, кружки в Доме пионеров, студии в домах культуры, эстрадный ансамбль в школе № 1 и детский духовой оркестр в клубе «25 лет Октября». Создателя этого оркестра Г.и. Рогинского нужно просто приветствовать за такое начинание!
  Все эти кружки, музыкальная школа охватывают небольшое количество ребят, а как же остальные? Здесь большую роль могли бы сыграть общеобразовательные школы. В большинстве из них в начальных классах ведутся уроки пения преподавателями других предметов. Может быть, и любящими музыку, но не получившими специальной подготовки. В старших же классах большинства школ города вообще не ведется уроков пения. Выпускаются из года в год сотни девушек и юношей с неразвитым музыкальным вкусом, без каких-либо знаний в этой области.
  Низкий уровень хорового воспитания детей влечет за собой снижение всей хоровой культуры. У нас в городе, кроме музыкальной школы, нет ни одного постоянно действующего хорового коллектива. Их в «авральном» порядке часто готовят к смотрам, олимпиадам, после чего занятия прекращаются.
  В музыкальную школу часто приходят дети, которые на приемных экзаменах не могут спеть ни одной песни. И часто это бывает не от того, что у ребенка нет слуха и памяти, а от того, что его музыкальные способности не развиты.
  Недостатки в постановке музыкальной работы с детьми ведут к слабому пополнению рядов настоящих любителей и ценителей искусства, к распространению, особенно среди молодежи, плохих вкусов. Тревожно наблюдать, как юные предпочитают легкие пошловатые песенки серьезной, классической и современной музыке, народной песне.
  Недостатки в эстетическом воспитании можно объяснить тем, что в городе не хватает преподавателей пения со специальным образованием. Но и руководители школ недооценивают значений эстетического воспитания. А ведь оно далеко выходит за пределы лишь искусства и вовсе не исчерпывается воспитанием в людях способности наслаждаться красотой и создавать ее. Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, на всю его психику. «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», — говорил замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Каким же нам видится гражданин коммунистического общества? Конечно, человеком с тонкой, эмоциональной натурой, чутким к горю, страданию других. Воспитать таким помогает музыка.
  Я не хочу сказать, что в общеобразовательных школах совсем не проводится работа по эстетическому воспитанию детей. Такая работа, несомненно, ведется. К нам часто обращаются учащиеся с просьбой дать материал, пластинки для проведения бесед о музыке в своих классах. Преподаватели музыкальной школы организуют лекции.
  Учителя общеобразовательных школ все чаще используют музыку на уроках истории и литературы. Но этого явно не достаточно. Школам важно иметь свои обширные фонотеки, приобретать музыкальные инструменты, больше знакомить детей с великими музыкантами.
  Наша музыкальная школа мала и не может взять полностью дело эстетического воспитания всех детей в свои руки. Но оказать существенную помощь она может. К сожалению, в общеобразовательных школах нет хороших инструментов, а это лишает нас возможности проводить беседы и концерты в детских аудиториях. К себе мы не можем приглашать гостей из-за отсутствия концертного зала.
  Все эти трудности не снимают с нас ответственности за состояние эстетического воспитания детей в нашем городе. Потому что вопрос этот приобретает особенно большое значение сейчас, когда от всестороннего гармонического развития советских людей, от глубины и богатства их духовной культуры в значительной степени будет зависеть успешное построение коммунистического общества.

 
                                              Следующая