Из класса доносилась негромкая мелодия. Тихо приоткрыв дверь, наблюдаю. За фортепиано хрупкая стриженая девочка. Напряженно вглядывается в ноты, никак не удается ей какое-то место. Она вновь и вновь возвращается к нему.
— Здесь же три триоли, а ты сыграла одну. Послушай.
Педагог показывает, как должно звучать. Повторяет ученица.
— А сейчас переиграла.
Обе склонились над инструментом еще и еще раз проигрывают трудное место. И какова же радость учителя и ученицы: у Наташи получилось.
Идет урок музыки по классу фортепиано у Валентины Анатольевны Пастернак. До конца занятия пять минут, оглядываю кабинет. Небольшой, уютный, на подоконниках – цветы. На столе под стеклом аккуратно расписаны часы занятий, рядом – стопочка пластинок, в углу - проигрыватель. В «Уголке музыканта» стихи казахского поэта, очерк о казахском композиторе (шла 49-я ударная неделя, посвященная Советскому Казахстану). Напротив окна – экран успеваемости, стенд о Чайковском.
Пока учитель дает задание на дом, мысленно пытаюсь представить, что расскажет Валентина Анатольевна как концертмейстер. Собственно говоря, именно как концертмейстером ею и заинтересовались. Сколько раз доводилось видеть, как Валентина Анатольевна аккомпанирует на концертах в музыкальной школе, на городских мероприятиях. Чувствовалось: играет с вдохновением, легко. Но разговор качало не с этого.
— Люблю всей душой, всем сердцем музыку, дома царит музыка, играю ежедневно в школе, поэтому, наверное, с удовольствием принимаю участие в концертах. Пусть вам не покажется фраза банальной: с детства мечтала стать учителем музыки. Не расставалась с этой мыслью ни на один день. С удовольствием училась в музыкальной школе. После восьмого класса поступила в Орское музучилище.
Ученица Клавдии Дмитриевны Черневой выбрала ее профессию. Удивнлась ли учительница? Приятно обрадовалась. Через несколько лет вернулась Валя Пастернак, теперь уже Валентина Анатольевна, в родную школу. Трудно было с методикой. Играла сразу много, а вот передать свои знания, чувства затруднялась. Помогли уроки взаимопосещения. В школе столько опытных педагогов: Л.Н. Михайличенко, Н.Д. Курочкина, И.Ф. Прядко. Присматривалась к их методике молодая учительница, но никого не копировала – искала свое. И нашла. Называют ее коллеги не только играющим педагогом, но и творчески мыслящим, умеющим работать с самыми разными детьми. Доверено ей заведовать фортепианным отделением, высоко оценены открытые уроки.
А когда я спросила Наташу Окшину и Юлю Суровцеву, кем они хотят стать, обе ответили: «Учителями музыки, как ваша Валентина Анатольевна».
— Человек на своем месте,— сказал о ней директор, музыкальной школы В.Е. Краснов.
А когда же состоялся концертмейстер? Началось увлечение аккомпанементом в музучилище, где был свой иллюстратор-вокалист. Ей и еще двум девушкам предложили аккомпанировать на концерте. Вот с этого, собственно и началось. Что такое хороший концертмейстер? Пианист им не станет, если не чувствует локоть партнера. У каждого педагога своя манера играть, свой темп, свое понимание произведения. А надо добиться слаженности в звучании, слить два инструмента в ансамбль. Трудно. Безусловно. Нужны большие тренировки, взаимопонимание.
Через все это Валентина Анатольевна прошла, совершенствуется в данной области. На вопрос, что ей дает концертмейстерство, ответила: «Это мое второе дыхание».
Возник дуэт пианистов – Нина Дмитриевна Курочкина и Валентина Анатольевна Пастернак. Слушать их выступления – одно удовольствие.
— С Ниной Дмитриевной легко, у нас полное взаимопонимание. А еще мы обе любим Моцарта, Чайковского, исполняем их произведения.
Неразлучными стали Валентина Анатольевна и Аида Александровна Вижевская. Прочный союз, у концертмейстера с дуэтом скрипачей.
Везет педагогу и на учеников. Нет, не подумайте, что приходят в класс только одаренные. Но все они играют, участвуют в классных концертах, вместе с учительницей оформляют классную комнату, привлекают к помощи пап и мам, бабушек и дедушек. Веем нравится картина «Великие русские композиторы». Сделал этот подарок своими руками дедушка Лены Афанасьевой.
Сейчас в классе пятнадцать учащихся, о каждом Валентина Анатольевна знает много, рассказывает тепло.
— Нельзя говорить: будешь учить это. Ученик пусть выбирает сам.
— Как это сам?
— Играю как можно больше, предоставляю право выбора. Подумайте: играть против души или понравившуюся мелодию? Разница есть?
Но ведь не всегда в музыкальной школе учат только по желанию, есть теория, программа. Как же быть педагогу? На этот вопрос Валентина Анатольевна ответила:
— Надо запастись терпением, не нервничать самой и их нервировать ученика. Сделать нее, чтобы вселить веру – сыграешь, получится.
Педагог приводит пример. Одна девочка на словах: хочу заниматься музыкой, на деле — к урокам не готова. И мама ее решила: сколько можно биться, пусть бросает музшколу. А через неделю открывается дверь в класс, стоит на пороге ученица, преданно смотрит в глаза учителю и просит: давайте я еще раз попробую, меня уже тянет на уроки музыки. Это была победа: что-то заставило девочку вернуться, можно продолжать работу.
Есть у Валентина Анатольевны, как и у всякого педагога, учащиеся, которыми она в душе гордится. Инна Дмитриева с отличием закончила Бузулукское музучилище, работает учителем музыки в г. Кувандыке. Марина Сапугальцева теперь преподает уроки пения в школе № 4. Ирина Бочарова заканчивает Орское музучилище, она будет преподавателем музыкальной школы.
В этом году побывала Валентина Анатольевна на третьем туре конкурса Чайковского в Москве. И первыми впечатлениями о нем поделилась со своими учениками. Приехав из Риги, устроила классный час «Размышления у органа». С Оренбуржьем связано имя композитора Алябьева, и об этом тоже зашел интересный разговор на одном из классных часов. А сейчас полным ходом идет подготовка к концерту, посвященному 60-летию образования СССР.
Большую работу проводит музыкальная школа по пропаганде музыки: педагоги читают лекции, ведут занятия в народных университетах, выступают с концертами на всех городских мероприятиях. И почти везде участвует комсомолка Валентина Пастернак. Несколько лет подряд вела она уроки в школе № 4 (теперь там работает ее бывшая ученица), установлен контакт с классными руководителями средней школы № 1.
Скоро вся стана будет отмечать 65-ю годовщину Великого Октября. Коллектив музыкальной школы готовит праздничную программу, готовится к выступлению и концертмейстер.
На столе у директора музыкальной школы - Почетная грамота лучшему концертмейстеру. Привезла ее Валентина Анатольевна Пастернак летом 1982 года с третьего республиканского смотра методической работы.