Вижевская, Елена. Женщина, которая поёт и учит петь других / Е. Вижевская // Медногорский рабочий. – 2023. – 23 март. (№11) – С. 9.

Женщина, которая поёт и учит петь других

Глядя на эту красивую изящную моложавую женщину, трудно поверить, что вот уже 44 года она, самозабвенно преданная искусству, несёт культуру в массы, занимаясь преподавательской, организаторской, просветительской и концертной деятельностью. Отдавая всю себя без остатка работе в Детской школе искусств, ставшей ей по-настоящему родной, она прошла все ступени роста от преподавателя до руководителя.

21-й год возглавляет коллектив школы, уверенно сохраняющей на протяжении многих лет статус одной из лучших школ искусств Оренбургской области. Руководящую работу всегда совмещала и совмещает с педагогической, без которой себя не мыслит. Благодаря её стараниям, педмастерству и таланту, любви к своим ученикам и при безусловной поддержке их родителей определялась и определяется судьба и выбор профессии её выпускников. Это утверждают они сами и упрямая статистика: из более чем 50 выпускников почти все связали и собираются связать свою жизнь, обучаясь в профильных учебных заведениях, с профессией музыканта, педагога либо с той и другой вместе.

Сегодня наш рассказ - о талантливом преподавателе и организаторе, удивительном и разностороннем человеке, заслуженном работнике культуры Российской Федерации Татьяне Георгиевне Майоровой.

Талант, рождённый в семье

Таня была третьим ребёнком в дружной многодетной семье Самойловых, где подрастали три дочки и сынок. Родители души не чаяли в детях, проводили с ними много времени в играх, в общении. Правда, большей частью это ложилось на плечи отца, в то время как мама была погружена в домашний быт - стирала, готовила, а по ночам шила детям обновки. С её лёгкой руки дочери выросли модницами, знающими толк в красивых нарядах.

В доме Самойловых часто звучали живая музыка, песни. «Георгий ещё в детстве научился играть на гармошке, а позже по самоучителю освоил игру на баяне. Я же, гладя на своего старшего брата, полюбила гитару. Вместе с подружкой устраивали посиделки, где, аккомпанируя себе, пели народные песни, - вспоминает Ольга Константиновна, мама нашей героини. - Уже создав свою семью, мы с Георгием своё увлечение не забросили. Пели, играли в свободное время и когда приходили гости. Подрастая, наши дети тоже приобщились к домашним концертам, стали выступать перед нами. Таня запела, едва научившись говорить. И до сих пор поёт» (улыбается).

Не удивительно, что, несмотря на материальные трудности, всех детей любящие родители отучили в музыкальной школе. Со старшей сестрой Галей Таня была не разлей вода, во всём брала с неё пример. За сестрой поступила в «музыкалку» и так же, как она, - на фортепианное отделение. Позже обе окончили Оренбургское музыкальное училище, пришли работать в музыкальные школы, только Галя - в Тюменской области в городе Стрежевой. Кстати, третья из сестёр тоже стала преподавателем, но по хореографии. Брат Павел посвятил свою жизнь спорту. Но все детство его было тоже связано с музыкой. Он являлся солистом школьного хора, который был постоянным участником всех городских мероприятий, проходивших в Доме культуры металлургов.

По словам Ольги Константиновны, занимаясь своими детьми, вкладывая в них всё самое лучшее, она была уверена, что её дети в этой жизни состоятся и как люди, и как профессионалы. Так оно и вышло. Про Таню отдельной строкой отметила: «Она всегда росла целеустремлённой, вездесущей - многим интересовалась, была дотошной. И характер у неё сложился волевой. Всегда - в окружении людей, подруг - море. Очень общительная, активная. В школе пропадала с утра до позднего вечера. В каких только мероприятиях не участвовала! Она и сейчас живёт на работе. Для неё школа - дом родной».

«Ты помнишь, как всё начиналось...»

К назначенному времени мы встретились с Татьяной Георгиевной в её большом уютном кабинете. Несмотря на то, что занятия уже закончились, её особенная ученица с ограниченными возможностями здоровья ещё находилась здесь: вместе они о чём-то оживлённо беседовали. У девочки было хорошее настроение, и Татьяна Георгиевна предложила ей исполнить для гостя новое произведение. Голос звучал ещё не совсем уверенно, но девочка старалась. Было видно, что поёт она с удовольствием.

Оставшись наедине, мы начали наш долгий разговор. Естественно, что первым прозвучал вопрос о том, кому Татьяна Георгиевна обязана выбором профессии.

- В такой музыкальной семье, как наша, просто невозможно было не стать музыкантом. Наверняка, ещё находясь в утробе матери, я слушала их с папой музыкальные импровизации. Поэтому другого выбора, как посвятить себя служению музыке, у меня не оставалось. Позже пришло желание преподавать. Особенно оно окрепло, когда в 4-м классе начались уроки музыкальной литературы, которые настолько увлекательно и живо вела А. А. Вижевская, что в музыку мы влюблялись уже после вдохновенных рассказов о ней. А дальнейшее прослушивание музыкальных отрывков закрепляло это чувство.

Серьёзную подготовку к будущей профессии прошла юная Татьяна как в музыкальной школе, так и в Оренбургском музучилище. Педагоги-корифеи отмечали в девушке талант и неуёмное рвение к учёбе, пытливый ум, увлечённость и интерес ко всему новому. Она не боялась трудностей, берясь за сложнейшие музыкальные произведения, которые исполняла безупречно. Писала много творческих работ. Жизнь кипела. Вернувшись в 1979 году в родную школу в качестве преподавателя сольфеджио, она сразу же зарекомендовала себя как сильнейший теоретик и прекрасный концертмейстер.

Привыкшая всё время двигаться вперёд, она продолжила учёбу в институте культуры на заочном дирижёрско-хоровом отделении. Именно здесь случилась судьбоносная встреча, которая перевернула её прошлое, настоящее и, оказалось, будущее. В то время в институт пригласили кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой музыкального образования ТГУ В. В. Емельянова с его лекциями и семинарами по обучению авторскому фонопедическому методу развития голосообразования. Учитель и наставник Виктор Вадимович Емельянов много вложил в свою самую лучшую ученицу, которую всегда выделял среди студентов за её высокую работоспособность и талант. Она в совершенстве овладела его методикой, последовательно и успешно внедряла её на практике, о чём говорят результаты её работы на протяжении вот уже почти 30 лет.

Уроки наставника и для её голоса не прошли даром. И случилось чудо «Он раскрыл мой голос, осуществив моё страстное желание стать певицей. Мало того, меня пригласили тогда в качестве солистки в Самарскую оперу. Но... На тот момент в Медногорске у меня уже была своя семья. Родилась дочь. И я предпочла остаться со своими домочадцами. О чём никогда не сожалела», - призналась, спустя годы, Татьяна Георгиевна.

И это действительно так. И дочь Анюту, и внучку Ксению она приобщила к занятиям творчеством. Анна Андреевна Карачкова окончила фортепианное отделение школы, где успешно училась, став прекрасной пианисткой. За высокие показатели в учёбе не раз награждалась поездками в Италию, Австрию, Германию. Сейчас она - преподаватель иностранного языка в Медногорском индустриальном колледже. Её дочь Ксения оканчивает 11-й класс, хочет пойти по маминым стопам - уж очень увлечена языками, которыми достаточно бегло владеет. При этом продолжает занятия по классу вокала, гитары и фортепиано. Гармонически развитая личность ценилась во все времена.

Её живые ордена

Любой, кто работает с детьми, знает, насколько это сложно, а порой тяжело. Но тут важно, чтобы этот труд был для человека интересным, увлекал его, приносил радость, удовольствие и давал энергию. Только в этом случае можно утверждать, что человек находится на своём месте. Вот таким человеком на своём месте, по единодушному мнению коллег, учеников и их родителей, является Татьяна Георгиевна Майорова.

«Для неё каждый ученик - это личность, это целая планета, которую она неустанно познаёт. И это очень важно. Если ребёнок чувствует нашу заинтересованность в его делах, поступках, мыслях, чувствах, то он будет благодарен нам за это и будет прислушиваться к нам. Таким образом, устанавливается контакт и возникает взаимопонимание. Параллельная задача - увлечь ученика музыкой, желанием самому её исполнять. Вот почему в классе Татьяны Георгиевны постоянным фоном приглушенно звучат лучшие произведения мировой классики. Пожалуй, подобные моменты и являются частью одного большого успеха в деятельности учителя и ученика», - делится некоторыми секретами работы Мастера завуч школы Наталья Леонидовна Юдина. «Мы нередко о детях знаем гораздо больше, чем родители. Наши ученики делятся с нами откровениями, проблемами, которые не всегда могут доверить родителям. И мы помогаем: где советом, где словами поддержки. Наше общение не ограничивается только уроками. Не успел покушать дома - накормим. По душам поговорим за чашечкой чая со сладостями. Мы общаемся с ними на разные темы», - признаётся Татьяна Георгиевна.

Её необъятной души и большого сердца хватает не только на сегодняшних воспитанников. Она не прекращает общение со всеми своими выпускниками разных лет. Они перезваниваются, переписываются, поздравляют друг друга с праздниками. С большим трудом (по понятным причинам) Учитель периодически собирает талантливых учеников, ставших звёздами отечественной и мировой оперной сцены, чтобы порадовать медногорцев их выступлениями. И с гордостью говорит о них: «Это мои живые ордена».

«Учителями славится Россия...»

Создание работоспособного и творческого коллектива - такая цель была достигнута в Детской школе искусств совместными усилиями руководителя и каждого участника коллектива. Его можно назвать уникальным. Вдохновлённые лица, горящие глаза, добрые дела. А за этим - многочисленные успехи на фестивалях, конкурсах, концертах. На одном из Всероссийских конкурсов «Достояние Российского государства» Медногорская ДШИ по итогам работы вошла в число трёх школ области, ставших победителями. В последние два года вдохновение всем придаёт новое и современное помещение храма искусств, особенно чудесный камерный концертный зал. И тут вопрос к Татьяне Георгиевне напрашивается сам по себе: «Как удалось собрать таких замечательных профессионалов в команду?»

- Да, действительно, в нашей школе собрался коллектив единомышленников. Это люди, которые пришли сюда по зову сердца, с огромным желанием работать на результат. Остальные у нас просто не задерживаются. Ребёнку нужно отдавать душу, сердце, наполняя его необходимыми знаниями, умениями и навыками, а не приходить на работу только за зарплатой. Любовь к своему делу важна в любой профессии, но особенно в работе с детьми.

В настоящее время в школе трудятся 23 преподавателя, и 22 из них - выпускники Детской школы искусств Медногорска. Красноречивые цифры. А вот ещё одна говорящая цифра. 500 городских детей являются учащимися школы, работающей в трёх направлениях: инструментальном, хореографическом и художественном. Видно, что интерес к этому очагу культуры не только не угасает, но и растёт.

Штрихи к портрету

Женщины-руководители в бюджетной сфере - это отдельная история. Из серии «Денег нет, но вы держитесь». И ведь держатся. И выглядят прекрасно. И всю необходимую работу при отсутствии материальной поддержки проводят. Кроме того, совмещают руководящую должность, например. как в нашем случае, с преподавательской деятельностью. И не валятся с ног, находят силы для самосовершенствования.

И невольно поражаешься, откуда столько сил и энергии черпает эта необыкновенная женщина. Ответ Татьяны Георгиевны был на удивление прост: «Бог помогает». И тут вспоминаешь: а ведь она ещё и регент праздничного церковного хора храма Святителя Николая Чудотворца в поселке Заречном с 2004 года, а затем, с 2006 года - в микрорайоне Южном. Единственный выходной день в воскресенье она - на клиросе вместе со своими преподавателями и учениками. И тогда начинаешь понимать, что она так устроена, по-другому жизни не представляет. Отец Максим Малюта уточнил: «Для Татьяны Георгиевны церковные песнопения - это не работа. Это отдушина. Это инструмент, позволяющий создать настроение. Она не только сама осознаёт важность духовной музыки, но и прививает к ней любовь своим ученикам. Что не может укрыться от глаз, так это то, что у неё нет формализма в отношениях с ними. Она искренне воспринимает их как своих детей, как своих друзей, делающих с ней одно доброе дело».

Завершить рассказ о Татьяне Георгиевне Майоровой осмелюсь словами, которые она не произнесла, но которые не оформленные витали над нами на протяжении всего нашего общения с ней:« Вопрос о том, кем стать мне в этой жизни, передо мной не стоял никогда, потому что музыка и дети переплелись в моей душе изначально!»

 
                                              Следующая