Источник: Аминова, Т. Принцип невмешательства : [Анна Кандаурова] / Т. Аминова // Медногорский рабочий. – 2014. – 29 апреля (№ 31). – С. 4

Принцип невмешательства

  Только в этом учебном году воспитанники художественного отделения Медногорской детской школы искусств (ДШИ) приняли участие в 25 областных, всероссийских и международных конкурсах, в большинстве из которых стали победителями. В чём секрет успеха, мы узнали у заведующей отделением Анны Кондауровой.

  От противного

  - Каждый из нас, - уверена Анна, - приходит в этот мир с особым даром. Чтобы он раскрылся, нужно немного - просто разрешить человеку делать то, что ему хочется.
  Но в жизни чаще бывает наоборот. Впрочем, это тоже помогает найти себя. Жаль только - времени уходит больше.
  Сама Анна Кондаурова ещё в детском саду поняла, что хочет стать художницей. Мама тогда не успевала покупать дочке альбомы, карандаши и краски, заполучив которые, та создавала свои первые шедевры. Потом на любимое занятие времени стало катастрофически не хватать.
  В первом классе родители определили девочку в «музыкалку». После уроков в общеобразовательной школе она училась играть на фортепиано, получила аттестат об окончании ДШИ. После этого инструмент ею был забыт.
  - Музыкальное образование, - объясняет, - дело хорошее, но не моё...
  Начала ходить в изостудию при Центре дополнительного образования, куда раньше попадала по великим праздникам. Первым наставником Ани в ЦДО стала замечательный педагог Ирина Гладкова. Она научила девочку смотреть на мир широко открытыми глазами. Говорила, что, когда остаёшься один на один с чистым листом бумаги, нужно слушать только свою душу, ведь шаблоны убивают творчество. Позже в жизнь юной жительницы Медногорска вошёл другой мастер - Светлана Калиничева. Сейчас они - коллеги, вместе готовят победителей.

  Судьбоносная тройка

  Решение Ани поступать после 11 класса на художника-живописца в Оренбургское училище культуры казалось многим бредовым. Они говорили, что такой профессией невозможно заработать на достойную жизнь, да и вообще художество - «несерьёзная» сфера. Родители на сей раз поддержали, не стали заставлять дочку идти против желания.
  Вступительные экзамены были достаточно сложными, но наша землячка их выдержала достойно, прошла на «бюджет». Но без трудностей сначала, всё же, не обошлось. На первом просмотре один из наставников - заслуженный художник России Владимир Ерышев - поставил начинающей студентке «тройку» за работы по композиции. Это её очень расстроило. Но горевать девушка долго из-за плохой оценки не стала, решила совершенствоваться. С тех пор у неё были только «четвёрки» и «пятёрки». Ту историю Анна теперь часто рассказывает своим ученикам: мол, старайтесь, и всё у вас получится.

  Свобода в высшей степени

  После училища Анна вернулась в Медногорск, устроилась по специальности в родную ДШИ. И сразу взялась претворять в жизнь то, до чего «дошла» благодаря собственному опыту ограниченной некогда свободы выбора. Давала ребятам только тему. Как её реализовать - принципиально не подсказывала. Предоставляла своим воспитанникам возможность проявить фантазию. Такой подход практически сразу дал хороший результат. Мальчики и девочки стали создавать очень интересные работы, у преподавателя порой захватывало дух. В тех рисунках было море свежести, радости, полёта. Вскоре их оценили профессионалы не только города и области, но и страны.
  - Благодаря всемирной сети, - делится собеседница, - границ для людей практически нет. Можно заявить о себе, своих талантах на весь свет. Мы, к примеру, участвуем в дистанционных всероссийских и международных интернет-конкурсах.
  Совсем недавно 8 учащихся художественного отделения ДШИ отослали свои творения на дистанционный Международный интернет-конкурс «Иллюстрация сказки». Софья Кабакина стала его лауреатом. В Международном дистанционном конкурсе «Я на радуге» отличилась Вероника Игначкова (тоже стала лауреатом). В Международном конкурсе «Любимый зоопарк» первое место заняла Лена Солодова. А ведь соперниками девочки были 856 человек!

  На собственном примере

  На художественном отделении Детской школы искусств ребята изучают такие предметы, как «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «История искусства», «Скульптура». Помещения для лепки из глины, к сожалению, пока нет, поэтому вместо неё используют пластилин и полимерную глину. Работают с акварелью и гуашью, сухой и масляной пастелью, сангиной. В ход также идут цветные и акварельные карандаши, фломастеры. Для самовыражения годится всё - вплоть до скромного уголька. Заведующая отделением Анна Кондаурова рассказывает своим ученикам о разнообразных техниках применения всех вышеназванных материалов. Она и сама постоянно в поиске. Творит не только на рабочем месте, но и дома. Особенно много экспериментировала во время декретных отпусков.
  Как только её дочки немного подрастали и становилось посвободнее, делала украшения из мастики, искусственной кожи, заколки из лент - канзаши, объёмные картины из скрученной особым образом гофрированной бумаги. Расписывала статуэтки, подносы, шкатулки, для чего тщательнее изучала жостовскую, хохломскую, гжельскую росписи. Чаще всего свои поделки дарила подругам и знакомым - такая вот добрая душа. Самообразование не прекращает практически ни на минуту. По её мнению, современному учителю по-другому - никак. Признаётся, что очень дружит с сетью, черпает там идеи. Этим вдохновляет и своих нынешних юных «последователей». Они, глядя на неугомонного педагога, тоже ищут новое, воплощают его в жизнь.

  Ученики - малыши

  Когда вторая дочка Анны пошла в детский сад, женщине предложили поработать с дошколятами. Она восприняла это как возможность подготовить для себя «идеальных» учеников.
  - Малыши, - рассуждает художница, - ещё очень непосредственные, у них нет пока устоявшихся суждений ни на какую тему, поэтому с ними работать очень интересно. Им тоже не даю никаких образцов. Люди, свободные от стереотипов, способны выйти за рамки обыденного. Этого от ребят и жду. И получаю. Жду их с нетерпением в ДШИ, когда подрастут.

 
                                              Следующая