Источник: Тугушев, К. Брасс – квинтет в Медногорске : [коллектив под управлением Вячеслава Прокопова] / К. Тугушев; фото В. Елисеева // Медногорский рабочий. – 1998. – 2 мая (№51). – С.4.

Брасс-квинтет в Медногорске

  Творческие потрясения, которые испытали медногорцы от прослушивания выдающихся исполнителей на русских народных инструментах (баян, домра, балалайка), фортепиано, скрипке, вокалистов, от встреч с композиторами, деятелями науки и культуры, священнослужителями, продолжаются.
  Недавно в актовом зале администрации города состоялся необыкновенный концерт. Жанр, который представляли артисты, принадлежит, пожалуй, к возрождающемуся. Играл национальный российский брасс-квинтет под управлением земляка-оренбуржца Вячеслава Прокопова. Прославленный коллектив приехал в наш город по приглашению отдела культуры администрации г. Медногорска и с целью творческого содружества с детской школой искусств.
  Возникнув в древности, духовая музыка развивалась веками как искусство, организующее людей. Сама природа ее предопределила роль и содержание Пройдя эволюционные стадии развития, духовая музыка XX века шагнула далеко вперед. Основной сферой стала культурно-просветительная деятельность. Выросло исполнительское мастерство музыкантов-духовиков. Наряду с широчайшим кругом произведений оперно-симфонической музыки русских и зарубежных классиков, все большее место в концертном репертуаре оркестров, ансамблей занимают произведения крупной формы современных авторов как оригинальные, так и в переложениях. Отличительной чертой духовой музыки является ее народность, демократизм. Она звучит на балах, массовых гуляньях, торжествах в садах и парках на улицах. Если вспомнить исторические моменты, то русские музыканты-духовики в немалой степени способствовали единению душ широких масс слушателей.
  Итак, зал полон. Здесь учащиеся детской школы искусств и их родители, преподаватели, работники учреждений культуры города, гости из г. Орска.
  Маэстро Вячеслав Прокопов появляется со своей «дружиной» под аплодисменты. Музыканты играют вступительную пьесу в джазовой манере. Затем звучит рассказ о брасс-квинтете (брасс - медь) о музыкантах ансамбля: Денис Провкии (труба), Александр Морозов (тромбон), Владимир Шиш (валторна), заслуженный артист России Александр Умяров (туба) - коллектив из пяти музыкантов (квинтет) звучал, как оркестр.
  «Канцона» (по-итальянски - песня) композитора Габриэли звучала в начале концерта. Далее В.Прокопов рассказывал о движении духовиков-исполнителей. Подобные ансамбли, где играют высокопрофессиональные музыканты, очень популярны в Европе, Америке, хотя родиной, пожалуй, таких ансамблей можно считать Россию. Так, французский историк музыки Жорж Кастнер в выпущенном в Париже в 1848 г. издании о духовой музыке, делая обзор развития этого вида искусства, писал: «В 1813 году русский оркестр, который всегда сохранял отпечаток оригинальности, достиг такой степени совершенства, что даже привлек внимание немецких музыкантов и вызвал их похвалы…»
  Исполнительское искусство российских музыкантов-духовиков давно и повсюду признается первоклассным Композиторы Глинка, Алябьев, Римский-Корсаков, Аренский, Чайковский, Глазунов уделяют звучанию медной группы симфонического оркестра большое внимание. Следует вспомнить и о достижениях русских мастеров в изготовлении вентильных духовых инструментов в начале XX века, а также о том, что оркестры с медными хроматическими инструментами были впервые введены в России в 1826 году.
  В исполнении брасс-квинтета звучат пьесы Мюрре, Моцарта, Баха. В «Хорале» И.С. Баха слушатели (многие впервые) увидели необычный инструмент - флюгельгорн, звучащий несколько архаично в духе средневекового стиля. Этот инструмент применяется в наши дни в джазе. А выдающимся исполнителем на флюгельгорне является Герман Лукьянов. Возвращаюсь к программе. Восхищаешься высоким исполнительским мастерством тромбониста Александра Морозова, представившего пьесу для тромбона американского композитора А. Фрайера. Изумительная техника, высокий уровень стройности, артистизм музыканта покорили слушателей. А в «Каватине» Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини блистал тубист А. Умяров. Что он делал на этом, казалось бы, неуклюжем инструменте?! Виртуоз, да и только! Музыканты-духовики объединяются в так называемые гильдии. Существуют гильдии трубачей, тромбонистов, тубистов и т.д. Проводятся международные фестивали брасс-ансамблей. Так, гильдии духовиков существуют в Москве, в Нижнем Новгороде, Магнитогорске.
  Задушевно и темпераментно прозвучала пьеса на испанские мотивы, создавая атмосферу испанской корриды.
  Александр Морозов исполнил польку «Влюбленный тромбон», где техничность исполнителя была налицо. Еще бы! Ведь этот музыкант играет в оркестре Большого театра. И все они являются артистами московских оркестров А.В. Прокопов проработал в оркестре Большого театра три десятка лет, а ныне является преподавателем Российской Академии искусств, совмещая преподавание с концертной деятельностью в оркестре ТВ-6.
  Приезд Российского национального брасс-квинтета в наш город существенно обогатил культурную жизнь. Думаю, детям, которых мы приобщаем к этому виду музыкального искусства, особенно понравилось звучание духовых инструментов в исполнении выдающихся мастеров своего дела. Говоря о ближайшем будущем духовой музыки, хочется сказать, что в ходе общения со столичными музыкантами обозначились черты проекта проведения фестиваля духовой музыки с привлечением исполнителей на самых разных духовых инструментах из многих регионов России, разумеется, в тесном контакте с ближайшими соседями - орчанами, оренбуржцами.

 
                                              Следующая