Имя Мстислава Ростроповича известно всему миру. Дирижер, виолончелист, пианист и, вместе с тем, страстный защитник прав человека. Искусство Ростроповича как виолончелиста восхищает любителей музыки уже в течение пяти десятилетий. Его виолончельная карьера началась в 13 лет и продолжается по сей день, она принесла ему многочисленные награды. Более 35 крупнейших университетов мира присудили Ростроповичу степень почетного доктора. Свыше 25 стран оценили вклад Маэстро в мировую культуру, вручили ему более 90 своих главных наград.
До выезда из ССССР, в 1974 г., Ростропович стал лауреатом Сталинской премии, народным артистом СССР и лауреатом высшей в стране Ленинской премии.
Несмотря на то, что Мстислав Ростропович живет в Париже, он часто приезжает в Россию, где дает свои концерты. Последний концерт состоялся в марте этого года в г. Омске с омским симфоническим оркестрам под управлением Е. Шестакова, который, как бывший выпускник нашей «музыкальной школы, пригласил на концерт ее директора Краснова В.Е., находившегося в это время на региональном совещании директоров детских музыкальный школ.
- Валерий Евгеньевич, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от поездки.
- Мне несказанно повезло. Я второй раз встретился с величайшим музыкантом современности. Первый раз был в Оренбурге, когда проходил конкурс юных музыкантов имени Мстислава и Леопольда Ростроповичей, на котором присутствовал сам Маэстро и на котором наши ученицы Аня Амельченкова и Женя Зыкина стали лауреатами. Мне посчастливилось находиться с Маэстро во время репетиций, отдыха и просто поговорить.
- Вы говорите, что общались с Ростроповичем. Какие его личные качества произвели на Вас наиболее сильной впечатление?
- Мы привыкли, что великие люди недосягаемы, а он при всем своем величии очень земной, простой, доступный. На всю жизнь останутся в моей памяти его анекдоты, рассуждения о жизни. Мне нравится его умение с юмором относиться к сложным жизненным ситуациям.
Ростропович дал мне прозвище «миллион вольт». И говорил мне, что так и надо жить - в постоянном движении.
Маэстро оставил мне на память чисто человеческие пожелания, он живо интересовался делами нашей музыкальной школы. Передавал приветы и нашим лауреатам, особенно Анечке Амельченковой, а также большой привет школе и городу Медногорску.
- Я знаю, что Мстислав Ростропович какое-то время жил в Оренбурге. А о нашем Медногорске он знает по вашим рассказам или, может, бывал здесь когда-то?
- В годы войны, когда Ростропович был еще мальчиком, он выступал по городам Оренбуржья с концертами, и Медногорск запомнился ему по двум причинам. Во-первых, в городе не было холодной воды, а помыться хотелось. Он сказал мне: «Валера, впервые в жизни я мылся под крутым кипятком». И вторая причина: во время концерта человек навеселе из зала крикнул ему: «Уйди», что тогда уже очень поразило и даже разозлило молодого музыканта.
- Вы говорили, что присутствовали на репетициях Ростроповича...
- Да, было две репетиции. Конечно, всегда интересно понаблюдать «кухню» создания шедевров. Оркестр и дирижер, безусловно, на должном уровне подготовились к ответственным репетициям и концерту. И я наблюдал, как жадно повяли Шестаков и музыканты каждое замечание, каждый жест и совет большого мастера.
- Что исполнил Маэстро на концерте?
- Это были два виолончельных концерта: И.Гайдн Концерт До-мажор для виолончели с оркестром и П. Чайковский Вариации «Рококо» для виолончели с оркестром.
- Я знаю, что есть уникальные инструменты старинных итальянских мастеров: Гварнери, Амати, Страдивари, Может быть, и у Ростроповича виолончель уникальна?
- У него тоже старинный инструмент. На его виолончели пробовал играть Наполеон. И так как раньше для игры на виолончели ее удерживали ногами, то на ней остались следы от шпор Наполеона. А вообще-то удивительным и волшебным этот инструмент, конечно, сделал Ростропович. Уже полстолетия его виолончель восхищает и волнует людей. И я счастлив от того, что смог насладиться игрой Ростроповича и имел возможность общаться с тем, кто для многих поколений музыкантов – пример служения искусству.