Источник: Чеснокова, Н. Оркестр в Одессе держится : [дирижёр Одесского симфонического оркестра Е.И. Шестаков] / Н. Чеснокова // Медногорский рабочий. – 1992. – 16 июня (№63). – С.3.

Оркестр в Одессе держится

  О Евгении Ивановиче Шестакове, дирижере Одесского симфонического оркестра, мы писали неоднократно. Директор музыкальной школы В.Е. Краснов не преминет пригласить его в «родные пенаты», как только Евгений Иванович завернет на несколько дней в родительский дом, к маме.
  Вот и на этот раз дирижер Шестаков был с гастролями в городах Сибири и Урала. Последний на пути — Челябинск, а тут рукой подать до Медногорска. В музыкальной школе он встретился с педагогами. Накануне мы восхищались, благодаря телевидению, концертом «Виртуозов Москвы», находились еще под его впечатлением, потому и поделились с гостем своими сомнениями: ну почему они работают за рубежом, разве их волшебное искусство не оценили бы здесь, в России?
  И Евгений Шестаков сказал, что если бы оркестр не уехал работать за рубеж, здесь он бы распался, его бы не было. В оркестре нужны спаянность, профессионализм, взаимопонимание. Материальные недостатки убивают интеллект человека. У вас же отношение к культуре такое, что... Собственно, нет никакого отношения. Культура так же, как другие отрасли, брошена на произвол судьбы: хотите — живите, хотите — закрывайтесь. Никому это в правительстве не нужно. Вот и уезжают коллективами и поодиночке талантливые музыканты за рубеж, уж хотя бы достойную жизнь себе обеспечить да приличный инструмент приобрести. И это трагедия, когда человек, что называется, от Бога наделен музыкальным даром, а ему талдычат о рынке, о купле-продаже, о бизнесе. Такой перекос наступил в умах – если умеешь перепродавать, то представляешь ценность для вновь нарождающегося класса, а если умеешь играть, хоть как сам Паганини ты, никого не интересуешь, потому что не вписываешься в новые структуры. Вот и получается, вынуждены музыканты ехать за рубеж, зарабатывать средства на жизнь. Евгений Иванович только что вернулся из Польши, где отношение к культуре, музыке, искусству совершенно иное. Впрочем, не только в Польше. Русскую музыку знают и любят во всей Европе. А во многих зарубежных симфонических оркестрах есть музыканты из бывшего СССР, работают по контрактам, их ценят за высокое исполнительское мастерство.
  Евгений Иванович в Польше бывал по приглашениям неоднократно и обратил внимание, с какой серьезностью там относятся к музыкальному образованию детей. Инструменты — лучшие, каких нет и в наших симфонических оркестрах, отношение к занятиям музыкой благоговейное. Впрочем, это не только в Польше. В той же Испании «Виртуозы Москвы» не так много выступают с концертами, они еще выполняют миссию воспитательную.
  У нас же гонка концертной деятельности, когда артисты работают на износ. Потому и распадаются многие известные коллективы, большие музыканты уходят в кооперативные оркестры, чтобы как-то решить бытовые проблемы.
  Редкими стали гастроли по стране из-за дороговизны билетов, гостиниц, обслуживания. Лучше выехать за рубеж (сейчас это просто), тем более из Одессы.
  Симфонический оркестр, которым руководит Евгений Иванович, представляет собой коллектив единомышленников, проблем с музыкантами нет, в Одессе есть консерватория. Но жизнь, осложняется потому, что на Украине введено преподавание на украинском языке, все сильнее проявляются националистские настроения. Не хочешь вникать в политику, но жизнь заставляет. И Евгений Иванович подумывает переехать в Россию, если найдется хорошая работа.
  Зашел разговор на этой встрече и о пятидесятилетии музыкальной школы, это будет весной 1994 года. Евгений Иванович пообещал свое участие, высказал советы. Юбилей нужно сделать таким, чтобы это был праздник для всего города. Можно будет пригласить камерный оркестр из Оренбурга (недавно он очаровал медногорцев своей игрой в зале Дома Советов) и подготовить программу вместе с учащимися музыкальной школы. Вот такие планы.
  Хорошо, если бы они исполнились. К сожалению, сейчас правительство предлагает нам обходиться без культуры. Мол, добьемся экономического благоденствия, а потом уж появятся средства и на культуру.
  Только никто не задумывается, что потери могут произойти невосполнимые. Вселяет надежду единственное утешение, что не перевелись еще такие подвижники, как коллектив музыкальной школы, как ее воспитанник Евгений Иванович Шестаков, которые стоически держатся, несмотря ни на какие сокрушительные ветры.

 
                                              Следующая