Евгений Иванович Шестаков – художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. В Медногорске он родился, здесь его отчий дом, где в августе Евгений Иванович был в отпуске.
Городок наш далек от Приморского края так же, как и от большого симфонического искусства. Дирижер – очень редкая, можно сказать уникальная профессия, их всего несколько десятков признанных в мире искусства, управляющих большими симфоническими оркестрами. Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Но мы пригласили Евгения Ивановича к нам в редакцию: хотелось узнать, как пришел он к своему призванию, каким был путь к сокровищницам мировой культуры.
Родился Женя Шестаков в рабочей семье, на Сортировке. Музыкой никто не увлекался, и для мамы Марии Петровны было полной неожиданностью, когда сын однажды сообщил, что поступил в музыкальную школу. А мальчик просто мечтал взять в руки баян, чтобы играть на нем. Больших задач он перед собой не ставил.
Учился Женя охотно, с большим интересом, дома никто его не понукал и силой не усаживал за инструмент. Музыкальный педагог В.Д. Носс оказывал большое влияние на мальчика. Он первый и заметил, как тот талантлив и трудолюбив. За четыре года Женя закончил музыкальную школу.
А еще он очень любил математику. В семье предполагали, что Женя пойдет в технический вуз. Но В.Д. Носс настоял на своем — только музыка, это его призвание.
И мама проводила Женю Шестакова в Оренбургское музыкальное училище. Учился он на отделении народных инструментов. Педагог Николай Иванович Секретов, композитор Валентин Лаптев обратили внимание на старательного юношу, тонко чувствующего музыку. Они верили в него, много занимались с ним, оттачивая мастерство музыканта, Когда Женя отлично сдал государственные экзамены по дирижированию и классу баяна, совет бы единодушным – только консерватория.
А конкурс в Новосибирскую консерваторию имени Глинки огромен Но Женя его выдержал. Потом начались также интересные, такие насыщенные годы учебы. Он постигал тайны музыкального искусства, очень занимался и постоянно участвовал в конкурсах баянистов и дирижеров.
Отлично окончена консерватория, и Евгений Шестаков едет по направлению в Челябинский институт культуры. Четыре года он преподавал в институте, но постоянно чувствовал, что это не его дорога. Оркестр, симфоническая музыка, исполнительская деятельность – все о чем ему постоянно мечталось. И он занимался, самоотверженно и настойчиво по 6-10 часов в сутки. Когда почувствовал уверенность в себе – подал заявление в ту же Новосибирскую консерваторию, но уже на отделение оперно-симфонического дирижирования. Его прослушали и приняли сразу на третий курс в класс народного артиста РСФСР, профессора А. М. Каца. Это был его первый педагог — большой мастер, человек; широко известный в музыкальном мире. А вторым его педагогом был Новосибирский академический симфонический оркестр, один из лучших в нашей стране.
Все тонкости профессионального мастерства освоил Евгений у музыкантов этого оркестра. Будучи студентом консерватории, он участвовал во Всероссийском отборочном конкурсе и получил право выступить в Москве на пятом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Интересно, что из 58 участников лишь трое были студентами, остальные — музыканты, уже работающие дирижерами. Но и у Евгения был большой практический опыт, он занимался со многими оркестрами страны. А на конкурсе работал с коллективам симфонического оркестра Московской филармонии, которым руководит народная артистка СССР Вероника Дударова.
В том же 1983 году Евгений Шестаков отлично закончил консерваторию по специальности оперно-симфонического дирижирования и получил приглашение во Владивосток художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Он полюбил и этот город, и этот оркестр, который называют форпостом советского профессионального искусства на Дальнем Востоке. Ведь музыкальные передачи идут по всему восточному региону — в Китай, Корею, Японию и т.д. Для оркестра, которым он руководит, это очень большая ответственность. По его оркестру судят об уровне советской культуры, через радио и телевидение они выходят на миллионы слушателей.
Коллектив этот недавно отметил свое пятидесятилетие, у него свои традиции, свой профессиональный уровень, свои требования. И музыканты в оркестре — люди разных возрастов, разных характеров, различного профессионального мастерства. Всех их нужно объединить и научить чувствовать музыку так, как чувствуешь ее сам.
«Музыкальный и собственно дирижерский талант руководителя, авторитет его художнической личности и многое другое, что входит в понятие «дирижер», определяют суть всей творческой работы оркестрового коллектива. Под руководством настоящего мастера хорошая музыка, хороший оркестр достигает самой высокой степени художественного выражения», — так говорит - композитор Тихон Хренников о назначении дирижера.
Чтобы постигнуть музыкальное произведение, нужно вжиться в замысел автора, уметь преломить его в себе, увидеть и услышать, так, словно до тебя его никто не пополнял, а ты открываешь его людям впервые. Перед каждой репетицией оркестра Евгений Иванович по много часов работает над партитурой. Он приходит в коллектив, уже твердо зная, чего должен достичь оркестр. А музыканты — народ очень требовательный, профессионально слабее себя дирижера не примут. Только настоящего творца, только настоящего трудягу. Если поверят в дирижера, значит вместе им работать легко и интересно. В Евгения Шестакова они поверили и приняли его. Хотя он молод. Известный советский дирижер Юрий Темирканов высказал однажды такую мысль, что моложе 37 лет дирижерами не становятся, очевидно, он считает этот возраст достаточным, для творческой зрелости, для постижения дирижерского искусства. Евгений Шестаков стал дирижерам симфонического оркестра в 34 года.
А недавно его оркестр записал музыку Баха и Шостаковича для передачи на Японию. На центральном телевидении звучала симфония Владимира Пороцкого (другого нашего земляка) «День «поэзии», ее исполнял симфонический оркестр под управлением Евгения Шестакова.
В рамках «культурной программы, посвященной XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, его оркестр исполнял музыкальные произведения для японской делегации в г. Находке.
Сейчас Приморский симфонический готовит программу к XXVII съезду КПСС. Вся деятельность его направлена на пропаганду лучших образцов советской классической симфонической музыки и дальневосточных композиторов. Например, готовится к исполнению оратория Владимира Пороцкого «Щит границы». Она будет звучать в исполнении солистов, хора и большого симфонического оркестра. Работа очень серьезная, и художественный руководитель Евгений Шестаков, можно сказать, творец музыкального произведения вместе с композитором и оркестром.
Недавно Медногорская музыкальная школа отмечала свое 40-летие. Евгений Шестаков не порывает связи со школой, которая первая дала ему музыкальную грамоту, помогла понять себя и определить судьбу в музыке. Он благодарен ей и своему городу, который готовится к пятидесятилетию. Он говорит, что хотелось бы сделать подарок. Вместе с композитором Владимиром Пороцким они могли бы подготовить произведение о Медногорске. Нужны стихи. Возможно, медногорские поэты что-то напишут.
Хочется надеяться, что мы еще услышим в нашем городе воспитанников детской музыкальной школы — Евгения Шестакова и Владимира Пороцкого.