Источник: Быстрая, Н. Внук героического деда : [Владимир Быстрый] / Н. Быстрая.

Внук героического деда

  Владимир Быстрый. Это имя после Великого Октября звучало по всему Лубенскому уезду: грозно для врагов Советской власти, дружественно — для всех, кто освободился от угнетателей.
  Киевский рабочий-электромонтер, страстный любитель музыки, самоучка, виртуозно игравший на мандолине, в один прекрасный день отложил ее в сторону и, взяв наган, пошел защищать Советскую власть. В то время Полтавская губерния кишела различными бандами, высовывались из своих нор зажиточные хозяйчики, припрятавшие в тайниках золото и бриллианты. Чекист Быстрый обладал особой хваткой - угадывал, где хранятся ценности и находил их. А сколько раз после погони за бандитами он приходил домой испачканный в болотной грязи, в примерзших к ногам сапогах...
  Всего не расскажешь. Но короткая и яркая жизнь отца осталась в памяти, как незабываемый кадр кинофильма. Кстати, о кино. Он был и киномехаником, а также играл в оркестре. Там же, в Лубнах, организовал Союз работников искусства.
  Когда 15 августа 1928 года он умер от туберкулеза легких, его хоронил весь город.
  Братские могилы фашисты сравняли с землей. Но вновь золотыми буквами на обелиске сияет имя участника гражданской войны Владимира Быстрого. В честь 50-летия Советской власти на месте братских могил зажжен Вечный огонь, согревая могилы героев гражданской и Отечественной войн.
  В 1978 году мне довелось поклониться праху отца и возложить на его могилу розы.
  ...Это покажется наивным, но было действительно так: помня и любя отца, я верила, что первым у меня родится сын, я назову его Владимиром, и он будет композитором.
  Странное стечение обстоятельств: через 16 лет на следующий день после смерти моего отца появляется на свет человек, который как бы продолжает творческую жизнь своего героического деда. Это было 16 августа 1944 года в городе Орске. Сколько усилий потрачено для музыкального воспитания сына! Жили в Халилово и приходилось возить его один раз в неделю в город Новотроицк для обучения игре на баяне.
  Когда муж сообщил мне о его переводе в город Медногорск, я первым делом спросила, есть ли там музыкальная школа.
  Ровесник Медногорской детской музыкальной школы Володя Пороцкий учился в ней недолго. За три года освоил программу четырех классов и, не заканчивая пятого, в 1960 году поступил в Оренбургское музучилище на отделение народных инструментов. Шестнадцатилетним он ушел из дому в большую, полную тревог, огорчений и радостей жизнь. Довелось ему и преподавать в Медногорской детской музыкальной школе в 1964 году до призыва в армию.
  Учебный отряд подводников в Ленинграде только закалил его волю, а огромное желание быть музыкантом привело в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Северного флота.
  Будучи в отряде, он организовал самодеятельный ансамбль баянистов, а в профессиональном ансамбле продолжал сочинение песен. (Первую пьесу «Электропоезд» он сочинял в одиннадцать лет). О творческих поисках начинающего композитора писала газета «Южный Урал» 23 марта 1965 года. О встрече с композитором на редакционной среде сообщала газета «На страже Заполярья» 6 марта 1968 года.
  Целеустремленность сына, самовоспитание и ежедневный огромный труд помогли ему заочно окончить две консерватории — Новосибирскую по классу баяна и Горьковскую по классу композиции, а в 1977 году стать лауреатом премии Амурского комсомола. Попутно с работой и учебой шло сочинение песен - военно-патриотических, для народного хора, лирических и романсов. Хабаровское книжное издательство выпустило в свет несколько сборников, в которые вошли песни В. Я. Пороцкого.
  Желание как можно глубже познать жизнь и широту родной страны привело коммуниста Владимира Пороцкого в город Благовещенск Амурской области, где он творчески возмужал и профессионально окреп, работая преподавателем музучилища и музыкальным руководителем Амурского народного хора, а затем и его художественным руководителем, В настоящее время он — художественный руководитель Амурской филармонии.
  Каждый год его жизни являлся символической ступенью, возносившей его на вершину творчества.
  1975 год — оратория «Память», посвященная 30-летию Победы, которая явилась творческой работой на вступительных экзаменах в Горьковскую консерваторию по классу композиции.
  1975—1979 годы — учеба в консерватории в классе профессора Аркадия Нестерова. За эти годы созданы симфоническая поэма «БАМ», Квартет, посвященный памяти Д.Д. Шостаковича, вокальный цикл «Природа-мать» на слова С. Викулова.
  1980 год — принятие в члены Союза композиторов СССР.
  1983 год стал для него знаменательным- 12 и 13 января в Доме композитора в Москве проходил фестиваль музыки из произведений дальневосточных композиторов, где исполнялась первая симфония «День поэзии» Владимира Пороцкого. Она поразила слушателей своей романтико-философской темой торжества истинного творчества над фальшивым огнем бездарности.
  «Самое благоприятное впечатление оставила симфония с вокалом», — в частности, сказал председатель правления Союза композиторов РСФСР Р.К. Щедрин.
  13 января прозвучал Квартет Пороцкого в исполнении Московского квартета. Симфонию же исполнял Московский государственный симфонический оркестр под управлением Игоря Штегмана.
  После концерта состоялось заседание Совета правления композиторов РСФСР, на котором ректор Горьковской консерватории А.А. Нестеров сказал: «Я знаю Володю Пороцкого давно. Это, можно сказать, героический парень. В течение четырех лет дважды в год он летал с Дальнего Востока на сессии и, как видите, не напрасно».
  А московский композитор В.М. Брумберг, ученик Д.Д. Шостаковича, заявил, что для него явились открытием Симфония Пороцкого и многообразный квартет.
  1984 год - написан Концерт-оратория для чтеца, солистов хора и оркестра по поэме В. Яганова «Щит границы», посвященный 125-летию городов Хабаровска и Благовещенска, который исполнил Дальневосточный симфонический оркестр.
  Об этом произведении В.Я. Пороцкий рассказывает в журнале «Советская музыка» (№ 2 за 1984 год): «Я стремился к тому, чтобы музыкальные средства «работали» на раскрытие исторической идеи. Размышляя над проблемой приближения симфонической музыки к широкому слушателю, и пришел к идее создания симфонии, основанной на конкретном, хорошо знакомом звуковом образе. Это формула «СОС» (по азбуке Морзе), Она и станет лейттемой моей новой симфонии. Надеюсь найти музыкальные краски, способные выразить идею солидарности и братства людей всей Земли, идею сохранения мира на нашей планете».
  Так переплелись судьбы деда и внука. Один боролся на заре Советской власти, а другой — сейчас за самое дорогое для людей планеты — мир. Каждый своими средствами.

 
                                              Следующая