Источник: Шишова, И. «Там, где слово бессильно…» : [встреча с солистом Оренбургской филармонии А.П. Закопай] / И. Шишова, фото В. Елисеева // Медногорский рабочий. – 1984. – 17 мая (№58). – С.4.

«Там, где слово бессильно…»

  Каждая встреча с талантливыми музыкантами, знакомство с их сценическим творчеством оставляет яркое и незабываемое впечатление. Еще одним свидетельством этого стала встреча с преподавателем Оренбургского музыкального училища, солистом Оренбургской филармонии А.П. Закопаем, которая явилась настоящим музыкальным событием в культурной жизни нашего города. С большим интересом и эмоциональным подъемом прошли два концерта с лекцией о композиторах-романтиках в Доме культуры «Юбилейный» перед учащимися старших классов и в детской музыкальной школе. Буквально с первых минут своего выступления Анатолий Петрович завоевал у слушателей большую симпатию. Лекция о романтизме, как художественном направлении в искусстве, была прочитана доступным языком на высоком профессиональном уровне.
  ...Романтизм — направление в искусстве европейских стран, сформировавшееся в конце 18 — начале 19 века, нашедшее выражение в литературе, музыке и живописи. Из всех искусств романтики превыше всего ставили музыку. Идеи романтизма несли на концертную эстраду культ личных чувств, углубленность в интимный мир, преобладание открытых, острых, порой неуравновешенных страстей, выражении в блестящей виртуозной форме...
  В программе концерта слушатели познакомились с произведениями композиторов позднего романтизма. Романс «Посвящение» Роберта Шумана «Ты ярче звезд, светлее дня, ты мой восторг, ты жизнь моя» был исполнен проникновенно. А.П. Закопай сумел настолько точно передать содержание музыки, что зал замирал, слушая его игру. Затем поэтично и одухотворенно прозвучал ноктюрн Ференца Листа «Грезы любви». В нем переплетаются тонкая лиричность с глубоким психологизмом. В исполнении артиста это произведение предстало в своем блеске и откровении, с поразительной гармоничностью сочетались страсть, вдохновение и ясная логика музыкального мышления. Воссоздать копию может только хороший исполнитель, он как бы является соавтором композитора. Хочется отметить именно такую игру прелюдий и этюдов польского композитора Шопена, отличающуюся тонким артистизмом, текучестью и плавностью мелодических линий. Всем тем, что было присуще творчеству самого композитора.
  Прекрасно прозвучали произведения Брамса «Рапсодия» и «Интермеццо», наполненные драматической экспрессией в сочетании с самобытностью и чистотой чувств. Вслед за «Интермеццо» без перерыва была исполнена «Сказка» Метнера. Эти два произведения как бы продолжают друг друга, представляя своего рода цикл.
  Вершиной всей программы явились две прелюдии Сергея Рахманинова. Первая на них отмечена спокойной уравновешенностью, светлым и радостным настроением. Анатолий Петрович умело передал слушателям его эмоциональное состояние. Музыка второй прелюдии настолько яркая и предельно насыщенная, что способна вызвать самые возвышенные чувства. Содержание этой прелюдии трудно передать словами, поистине — «там, где слово бессильно, начинается музыка».
  Три пьесы «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» — великолепные образцы жизнетворной струи в русском фортепианном искусстве. В исполнении этих произведений было множество тонких штрихов и рельефных красок.
  Теплый прием аудитории заставил Анатолия Петровича Закопая играть на «бис» произведения Скрябина. И в этой части концерта он предстал художником тонким, разносторонним и ищущим. Приятно сознавать, что в слушателях отозвались струны, которые волнуют исполнителя.
  В творческом облике Закопая органично сочетается как пианистическое, так и педагогическое дарование. Взаимно дополняя друг друга, эти художественные проявления позволяют ему добиваться впечатляющих достижений.
  Наряду с концертами Анатолий Петрович дал открытый урок с учеником 5 класса Володей Родионовым. Педагог очень грамотно и профессионально раскрыл цель и тему урока, логично используя связь всех видов работы.
  Словом, все свои силы, весь жар своего доброго сердца А.П. Закопай щедро отдает любимому делу, дальнейшему развитию фортепианной музыки. И хочется только пожелать ему успехов на этом многотрудном пути.
  Эти творческие встречи можно считать самыми приемлемыми формами общения. Надеемся, что в будущем мы еще не раз встретимся с такими замечательными мастерами.

 
                                              Следующая