Воспитание нового человека, гармонически развитой личности — такая задача поставлена перед советской школой коммунистической партией. Коллектив детской музыкальной школы всю свою работу строит с учетом этих тре¬бований. В 1984 году Медногорская музыкальная школа будет отмечать свое сорокалетие. Оглядываясь на пройденный путь, мы вспоминаем тех, кто участвовал в становлении школы, лучших педагогов и учеников. Созданная в грозном 1944 году, музыкальная школа стала главным центром культуры города. Тогда в ней было 5 преподавателей и 20 учеников, сегодня — 26 преподавателей и 260 ребят. Сегодня трудятся здесь дети и внуки тех, кто стоял у истоков. Много лет отдали этой благородной профессии К. Д. Чернева, ныне пенсионерка, В. Д. Носс — директор Орского музыкального училищ. Более 20 лет в, коллективе трудятся А. А. Вижевская, Л. Н. Михайличенко, Н. П. Гранкина, Л. Л. Васина, Г. А. Гранкин. Невелик трудовой стаж у преподавателей В. Л. Вергунова, В. А. Пастернак, Т. А. Антипиной, но это уже авторитетные преподаватели,, грамотные специалисты.
Как и в каждой школе, есть у нас выпускники, которыми мы гордимся. Это Е. Шестаков, окончивший с отличием Новосибирскую консерваторию, как баянист и оперно-симфонический дирижер, работает в консерватории, В. Пороцкий окончил Горьковскую консерваторию, член Союза композиторов СССР, А. Телятников — директор Гайской музыкальной школы, Л. Сысовская — выпускница Куйбышевского музыкально-педагогического института, лауреат Всероссийского конкурса и другие.
Многообразный труд преподавателя требует координации их деятельности, т. е. разумного, четкого планирования работы каждого учителя. Мы стараемся, чтобы наш годовой перспективный план был реальным, выполнимым и жизненным. Особое внимание заостряем на недостатках, вопросах, которые ранее рассматривались если не формально, то недостаточно глубоко. Поэтому на заседания педсовета выносились темы: «Современные проблемы комму¬нистического воспитания», «Работа классного руководителя», «Право ребенка на уважение». При анализе уроков заострили внимание на воспитательном моменте, идейно-теоретическом уровне. Значительно улучшилась внеклассная работа.
Если раньше основной, а подчас и единственной формой воспитательной работы был урок, то сейчас большинство преподавателей используют все многообразие внеурочной работы. Помощниками в воспитании стали такие формы внеклассной работы, как конкурсы на лучшее исполнение произведений, концерты классов и лучших учащихся, выпуск стенгазет, посещение концертов артистов Москонцерта, студентов и педагогов Орского музучилища.
Заметно активизировалась исполнительская деятельность наших преподавателей Н. А. Диренко, А. А. Внжевской, Т. А. Антипиной и других. Исполнительской деятельности в нашей школе в последнее время стало отводиться особое место. Разработано Положение о сдаче исполнительского минимума, его сдают преподаватели не менее одного раза в год. Мы считаем, что это необходимая часть исполнительской работы. Ведь педагог, слабо владеющий музыкальным инструментом, мало что может дать своему ученику. Педагог-музыкант — это творческая личность. Все молодые специалисты в течение трех лет ежегодно играют сольные концерты. В нашей школе это стало традицией.
Особое внимание уделяем теоретической работе — составной части методической деятельности. Она заключается в подготовке преподавателями рефератов по проблемным вопросам методики, выступлениях на заседании секции или педсовете.
Как мы работаем с молодыми специалистами? Кажется, мы нашли интересную форму. В первый же год работы поручаем провести открытый урок. Это скорее урок-наставление, потому что готовят его вместе с наставником, знако¬мятся с массой литературы, с практикой коллег. И молодой специалист сразу вводит в рабочую струю, без раскачки. Результаты видны сразу.
Наставничество нам помогает. Стараемся создать молодежи условия для работы, творческой деятельности. Всех обеспечиваем благоустроенным общежитием. В начале учебного года приглашаем ветеранов, которые напутствуют молодежь. К 60-летию образования СССР мы организовали соревнование между отделениями и преподавателями, приняли социалистические обязательства. Победителем признан фортепианный отдел, а звания «Лучший по профессии» удостоены преподаватели Л. Н. Михайличенко, В. А. Пастернак, Н. П. Гранкина, А. А Вижевская, В. Л. Вергунов, Т. А. Антипина.
Коллектив школы провел два отчетных концерта «В семье единой». Прошел конкурс юных музыкантов, проведена Всесоюзная неделя музыки для детей и юношества, Всемирный день музыки. Педколлектив участвовал во всех городских мероприятиях. На конкурсе патриотической песни Дипломами I степени награждены А. А. Вижевская и во¬кальный квартет. А таких мероприятий много.
Педагогический коллектив ставит целью, приобщение учащихся к активной исполнительской деятельности, пропаганду музыкальных знаний в городе. Стараемся охватить различный контингент слушателей, начиная от малышей детсадов и кончая аудиторией рабочих промышленных предприятий.
В феврале будут проведены Дни культуры на промышленных предприятиях города. Создаем концерт бригады из ребят. Это в дальнейшем поможет быть активными участниками художественной самодеятельности, нести музыкальную культуру в массы. Для ребят создан музыкальный клуб.
Наш коллектив имеет хорошие традиции, сложившийся стиль работы. Ему душе поиск, новизна. У нас есть удачи и огорчения, находки и недостатки. Но есть у нас и главное - условия и возможности, чтобы поднять свою работу на более высокий уровень. В коллективе знают, что только учитель, любящий бескорыстно свою работу, истинный вос¬питатель и друг детей найдет верный путь к сердцам маленьких граждан. «Главное сегодня, - отмечалось на Всесоюзном съезде учителей, - чтобы повысить качество трудового, нравственного и эстетического воспитания в школе, ...на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному трупу. Решающая роль здесь принадлежит, конечно, учителю». Мы помним это и стараемся оправдать доверие.
В. КРАСНОВ,
директор детской музыкальной школы.