Источник: Краснов, В. Сила воздействия музыки : [эстетическое воспитание] / В. Краснов // Медногорский рабочий. - 1981. – 19 декабря (№ 150). - С. 3.

Комплектный подход: эстетическое воспитание

Одной из важнейших задач коммунистического строительства является формирование всесторонне развитого, духовно богатого члена общества. Большая роль в этом принадлежит эстетическому воспитанию, одной из действенных форм которого является музыкальное воспитание и образование. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы. Она обладает огромной силой воздействия. Может быть, одним из самых важных в воспитательном отношении свойств музыкального искусства является то, что оно больше, чем какое-либо другое искусство обращено непосредственно к чувству и через него к мысли, к сознанию. Как гимнастика, выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. «Ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере». Эти слова принадлежат советскому педагогу В. А. Сухомлинскому. Музыкальные способности принадлежат к наиболее рано проявляющимся и развивающимся. Есть такие периоды в жизни ребенка, когда душа его подготовлена к восприятию искусства, когда сам возраст становится гарантией эстетической восприимчивости. Когда же возраст упущен, преодолеть эмоциональную глухоту впоследствии очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В дальнейшем общая культурная неразвитость и эмоциональная глухота становятся тормозом для развития способностей в других областях человеческих знаний. Музыка — могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании, она необходима каждому человеку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. В повседневной жизни часто слышишь, что заниматься музыкой нужно только музыкально способным детям, остальных же надо вообще освободить от музыкальных занятий. С этим согласиться нельзя. Не отрицая роли природных задатков, следует подчеркнуть, что у каждого физически нормального ребенка могут быть развиты музыкальный с дух, способность восприятия музыки. И музыкальное воспитание должно быть достоянием всех детей. В связи с этим хочется принести один из многих примеров из школьной практики. В прошлом году в музыкальную школу поступил Саша К. Мальчик с весьма посредственными музыкальными данными. Откровенно говоря, ни родители ни преподаватели не надеялись, что ему удастся чего-либо достичь, просто с ребёнком до этого никто не занимался. Но прошел год кропотливого труда, у мальчика развились музыкальный слух, память, чувство ритма. Сейчас он успешно занимается по специальности, участвует в школьном ансамбле. А как любит уроки сольфеджио, музыкальной литературы, которые ведут опытные преподаватели Н. П. Гранкина и А. А. Вижевская. Саша стал неравнодушен к музыке, сама атмосфера школы сделала его активным, эмоционально отзывчивым, времени ему на все хватает. Можно с уверенностью сказать, что музыка навсегда вошла в жизнь Саши. И пусть он не изберет музыку своей специальностью, знания, полученные в школе, ему будут так необходимы в жизни, в работе. Когда в мир детей вместе с Пушкиным, Толстым, Горьким и Диккенсом войдут Моцарт, Бах, Римский-Корсаков и Шостакович, когда они впервые соприкоснутся с трагедией Бетховена, то представления о жизни станут богаче и шире. Ведь вместе с музыкой к ним придет способность воспринимать и ощущать красоту повсюду: в искусстве и жизни. В системе эстетического воспитания, да и во всей нашей жизни, музыка по сравнению с литературой находится, как сказал замечательный музыкант и педагог Д. Б. Кабалевский, на «положении падчерицы». Как, например, отнесетесь вы к старшему школьнику, если он не сможет ответить на вопрос о том, кто такой Пушкин и каково содержание хотя бы основных его произведений? Вероятно, воспримете это как редчайший и печальнейший пример некультурности. Ну, а если вопрос ваш был не о Пушкине, а скажем, о Чайковском - что тогда? Не появится ли спасительная отговорка, что я, мол, не музыкант и потому имею право этого не знать? Но ведь ваш юный собеседник и не литератор! Быть может, на этом основании ему я Пушкина знать не обязательно. Необходимо, чтобы музыка окружала детей и незаметно, как бы сами собой, входила в их сознание. Нужно посещать музыкальные спектакли, концерты, читать книги о музыке и музыкантах, осуществлять знакомство с ними посредством грампластинок, радии, телевидения. Большую работу по пропаганде музыкального искусства проводит музыкальная школа. Это лекции и концерты в детских садах н школах, сольные концерты преподавателей для учащихся и родителей И пусть здесь произойдет знакомство с искусством, пусть ваши дети будут г настоящими гостями на всех наших концертах. Выть может здесь придёт детям большая любовь к музыке, так как музыка - это огромная сила воздействия на разум и чувства ваших детей. Хочется заострять внимание ещё на одном моменте. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Она выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания другого. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество и воспитывает музыка. Эмоциональность натуры, свойственная эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, совету, поучению. Главной задачей является воспитание потребности в красивом. Это во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках Скрипку, человек не способен совершить плохого», — гласит старинная украинская мудрость. Зло и подлинная красота несовместимы. Искусство может и должно играть очень большую роль в формировании духовной культуры ребенка. Огромные возможности, залаженные в нем, реализуются сегодня далеко ещё не в полной мере, поэтому не в полной мере раскрываются ещё необъятные духовные силы человека. К сожалению, не во всех наших общеобразовательных школах на должном уровне проводятся уроки музыки. И одной из причин является то, что по утвержденной программе музыкальному воспитанию отведено недостаточное количество часов. Кроме того, в школах мало квалифицированных кадров. А ведь на сегодняшний день в более чем 500 школах страны учащиеся занимаются по системе Кабалевского. В основном это деятельность молодых педагогов, жаждущих нового, отвечающего требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, полностью разделяющих мысль .замечательного советского педагога В. А, Сухомлинского. «Музыкальное воспитание - это воспитание не музыканта, а прежде, всего человека». В с вязи с этим хочется в качестве примера привести творческий подход к музыкальному воспитанию детей энтузиаста своего дела .Ю.А. Быстрицкого, художественного руководителя детского сектора Дома культуры металлургов. Используя музыку как огромную силу воздействия коллектив музыкальной школы стремиться воспитать не только музыканта, но и духовно богатую личность. В. Краснов директор музыкальной школы.

 
                                              Следующая