Источник: Варфоломеева, С. Дети и музыка : [эстетическое воспитание] / С. Варфоломеева // Медногорский рабочий. - 1971. - 21 января (№ 9). - С.4.

Дети и музыка

  В наше время вряд ли кто сомневается, что огромная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит искусству и, в частности, музыке. Она помогает лучше, глубже, шире познавать жизнь, вызывает благородные возвышенные мысли, чувства.
  Что же нужно сделать, чтобы музыка действительно сыграла свою огромную роль в воспитаний подрастающего поколения? Очень важно, во-первых, научить детей понимать ее, любить.
  Стоит ли доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем ее неисчерпаемым богатством возникает под непосредственным влиянием семьи, ее быта и, прежде всего,— под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители любят слушать музыку и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают пластинки с хорошими записями не только бытовой, но и оперной, симфонической и камерной музыки!
  Часто же бывает так. Родители, понимая роль музыкального воспитания, отдают своих детей в музыкальную школу. На этом они и успокаиваются, совершенно не интересуясь успехами в занятиях, не послушают концерты детей, оправдываясь своей занятостью. И дети таких родителей незамедлительно делают выводы: «значит занятия эти не столь важны, не обязательно трудиться и добиваться каких-то результатов». И вообще, кому и зачем нужна эта музыка, если дома не разделяют восторгов по поводу понравившейся пьесы, мелодии, если концерты, к которым дети готовятся с таким усердием и любовью, проходят почти в полупустых залах. Был такой случай. Ребята готовили концертную программу для выступления во 2-ой школе, собрались, ждут, Но вдруг выясняется, что концерт отменяется по вине дирекции школы, вовремя не позаботившейся о транспорте.
  Не менее важно воспитание у детей художественного вкуса, умения ценить подлинно художественные произведения. Ведь очень часто можно встретить среди молодежи тех, которые любят музыку, даже «обожают» ее, но вульгарную. Они приходят в восторг от судорожных, крикливых воплей джаза. Я не за отрицание эстрадной музыки, а за умение различать в джазовом искусстве, как и в любом другом, хорошее и плохое, ценное и вредное. Умение же это должно воспитываться.
  Больше всего в развитии вкуса, в приобщении к прекрасному дают собственные занятия музыкой, пение в хоре или сольная игра на каком-либо инструменте. Людей, совсем лишенных музыкальных способностей очень мало. Музыкальные задатки, пусть даже самые скромные, имеются у подавляющего большинства, и они могут быть развиты. О том же, как они влияют на весь духовный мир человека, говорят бесчисленные свидетельства. И пусть находит с каждым днем все больший отклик призыв Д. Д. Шостаковича, обращенный к советской молодежи: «Любите и изучайте великое искусство Музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

 
                                              Следующая