В классе за фортепиано сидит маленькая девчушка, и ее пальчики робко и неуверенно касаются клавиш, Слышен ровный голос Клавдии Дмитриевны Черневой: «Освободи руки, опускай их плавно на клавиатуру. Нс забывай о диезе». И снова те же звуки, те же ошибки. Урок продолжается.
Я слушаю и откровенно завидую умению и терпению Клавдии Дмитриевны. Теперь-то мне известно, насколько кропотливо, требующее максимума внимания, обучение первоклассников.
Не сразу начинается с игры. Сначала преподаватель обращается к близкому для малыша миру сказок, игрушек для того, чтобы он узнал этот мир в музыкальных звуках. Постепенно увлекает его и пробуждает интерес к занятиям. Затем — постановка руки, знакомство с клавиатурой, развитие слуха.
Кажется, совсем недавно точно так же начиналось знакомство с музыкой и у нас, бывших учеников Клавдии Дмитриевны. Та же незатейливая, простая мелодия казалась страшно трудной, мешали неуклюжие пальцы.
Но проходили годы, все более гибкими и послушными становились руки. Уже не казались непонятными черные крючочки, значки. От небольших мелодий мы приходили к исполнению сложных произведений Чайковского, Бетховена, Грига. Все глубже проникали в мир музыки, полный удивительной красоты, неповторимых образов. Все таинства этого сложного и чудесного мира раскрывала нам Клавдия Дмитриевна. Сколько настойчивости и терпения проявляла она в занятиях, подчас жертвуя своим здоровьем и отдыхом. Сколько бессонных ночей провела, волнуясь за всех нас, кто поступал в музыкальное училище, за всех, кто заканчивал музыкальную школу. Какая любовь должна быть к своему делу, к музыке, чтобы проработав более 20 лет в школе, все так же засиживаться до позднего вечера с учениками, добиваясь нужного звучания.
А сейчас бывшие ученики Клавдии Дмитриевны — Людмила Александровна Золотарева, Инна Федоровна Прядко, Любовь Николаевна Михайличенко, Светлана Петровна Борщенко, Светлана Александровна Вечеро, сами преподают в нашей школе. Мы считаем, что нам повезло, так как в трудный момент Клавдия Дмитриевна всегда поможет советом, добрым словом.
Окончила занятия первоклассница Света и убежала. А теперь за инструмент садится шестиклассница Тоня. Перед Клавдией Дмитриевной — репертуарный план Тони, то есть программа, которую она составила специально для этой ученицы. Техническая готовность, память, эмоциональность - все учтено. И так для каждого из четырнадцати учеников.
Пусть не все найдут в музыке свое призванье. Но каждый научится понимать ее волшебную одухотворяющую силу, научится видеть прекрасное. И в это вложила частицу своей души она, первая учительница музыки.