Готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, детская музыкальная школа ведет активную работу по эстетическому воспитанию подрастающего поколения и пропаганде музыкальных знаний.
Уже два года действует у нас музыкальный лекторий. Подготовлены лекции «Искусстве и музыка в жизни В.И. Ленина», «Советская музыка», «Достижения советских исполнителей». Некоторые будут прочитаны нашими старшеклассниками в общеобразовательных школах.
Детский хор не раз выступал с концертами перед трудящимися города. Ансамбли баянистов и скрипачей готовят программу к ленинским дням. Будет проведен конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов.
Таким образом, наша школа становится не только центром массового музыкального образования, но и центром просвещения. Интерес к музыке растет с каждым днем. Все больше и больше родителей обращаются к нам с просьбой зачислить их детей в школу. Да и другие возможности приобщения к музыкальному искусству имеются в городе — сеть студий и кружков в домах культуры, клубах.
Часто родители обращаются с вопросом, как подготовить ребенка к поступлению в музыкальную школу, всякий ли может заниматься там? Прежде, чем ответить на эти вопросы, я хотел бы подчеркнуть, что музыка является одной из сложнейших форм искусства. Понимание ее и наслаждение ею доступно, разумеется, каждому. Но один человек хорошо запоминает мелодию, даже может повторить ее голосом или подобрать на инструменте. А другой не обладает такими способностями. Однако, и на него музыка действует, волнует, воодушевляет, успокаивает.
Занятия музыкой доступны всем, взрослым и детям. Многое можно было бы рассказать из практики работы школы: и о том, что вялые, пассивные дети стали инициативными и активными, «тугоухие» — хорошо слышащими, «гудящие» чисто поющими. Самое главное в музыке это любовь, терпение, трудолюбие.
Преподаватели знают, как трудно бывает определить способности ребенка, поступающего в школу. Случается, что ребенок прекрасно поет, великолепно отстукивает ритмы, безошибочно повторяет проигранную мелодию, блестяще выдерживает экзамен в музыкальную школу. А после полугода, или года занятий педагог отмечает, что это трудный ученик, он мало эмоционален, не инициативен, играет плохо, и ему это неинтересно.
А вот другая категория ребят: на экзаменах не выделились способностями. В течение учебы трудолюбие ребенка, любовь к музыке и труд педагога дают плодотворный результат. С годами ученик становится неузнаваемым. Это еще раз говорит о том, что необходимые качества для занятий музыкой можно развивать у каждого.
Но не следует из этого делать вывод, что любого ребенка можно сделать одаренным. Врожденные качества — это очень большой задаток. Петр Ильич Чайковский говорил: «Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и самого малого, если не будет «адски трудиться». Значит, прежде всего нужны трудолюбие и любовь к делу.
У некоторых родителей и учащихся сложилось мнение, что музыкальная школа — это нечто вроде кружка (ведь не каждый станет музыкантом). А как ребенок учится — неважно. Некоторые высказывают даже так «Пусть сын лучше ходит «в музыкалку», чем бегать во дворе бестолку». Для таких ребят занятия музыкой превращаются в муки адские, а плата за учебу — в штраф для родителей за двойки ученика. Нам, педагогам, обидно такое отношение к музыкальным занятиям. Ведь музыка открывает прекрасный мир искусства, а первые шаги в этом мире ведут к развитию творческой фантазии и образного мышления, и мастерству в любой профессии, к полноте восприятия мира.